07.11.2006 03:00
    Поделиться

    Регионам не хватает квалифицированных рабочих

    Тем более - в условиях дефицита на квалифицированных рабочих

    На состоявшемся в Липецке совещании руководителей объединений промышленников и предпринимателей Центрального федерального округа, в работе которого принял участие министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, обсуждался вопрос о положении дел, складывающемся на рынке труда, и подготовке профессиональных кадров.

    Рынок труда в России в ближайшее время начнет испытывать потрясения, поскольку произойдет массовое сокращение населения трудоспособного возраста вследствие демографического спада. Вместе с тем уже сейчас более половины выпускников профессиональных образовательных  учреждений не доходят до рабочих мест. Уровень подготовки производственных кадров и те специальности, по которым подготовлены выпускники,  не соответствуют потребностям рынка труда. Более того, разрыв между системой образования и рынком труда катастрофически углубляется. Об этом на совещании в Липецке заявил президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин.

    Одна из причин - стремительный приток молодежи в вузы. Число студентов в России с 1998 года возросло в 2,5 раза, сейчас их - 7 миллионов. А количество учащихся профессиональных училищ увеличилось лишь на 4 процента. Как отметил министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, вместе с тем упало качество образования: вузы недовольны уровнем подготовки выпускников школ, а работодатели - квалификацией молодых специалистов.

    Сегодня в регионах наблюдается явное "перепроизводство" людей с дипломами о высшем образовании. Ситуация в ЦФО и Черноземье в этом отношении весьма показательна. Учитывая демографический спад, следует ожидать, что  с 2007-2008 годов количество только очных мест в вузах превысит число выпускников средних школ. Очевидно, что в ближайшие годы многие из обладателей вузовских дипломов работы по специальности не найдут. Особенный перекос сложился в последние 5 лет с подготовкой экономистов - их ряды выросли в 7 раз, и юристов - их полку прибыло пятикратно.

    Поэтому министерство образования и науки, пытаясь выровнять баланс, сократило на пять процентов число бюджетных мест среди студентов экономических и юридических факультетов. С одной стороны, это экономия государственных денег - в год содержание студента  обходится в 26 тысяч рублей; с другой стороны - это забота о молодых людях: хотя бы частично закрывается возможность получения выпускниками после пяти лет учебы "пустого" диплома, который не гарантирует трудоустройства. Кстати, именно РСПП обратился в министерство образования и науки с предложением поставить вопрос о бюджетном  финансировании студентов по востребованным специальностям и о сокращении ненужных.

    В министерстве же, в свою очередь, прогнозируют кардинальное изменение ситуации: через пять лет количество абитуриентов, поступающих в вузы, сократится вдвое вследствие ожидаемого демографического спада. Вполне возможно, что тогда придется "сокращаться" и даже закрываться уже самим вузам. Надо учитывать, что в России ныне - 3200 вузов, в несколько раз больше, чем их было во всем Советском Союзе.

    "Изобилие" вузов приводит к тому, что более половины их выпускников не удовлетворены: ведь получая диплом, они годами не могут найти работу, соответствующую своим документам об образовании. А если дипломы государственного образца, то в каком-то смысле этих молодых людей обманывает  и государство. Не случайно только 15-20 процентов студентов настраиваются на серьезную учебу - остальные зачастую не понимают, зачем им надо такое образование.

    И в это же время, как будто в другом измерении нашего общества, спрос работодателей на подготовку высококлассных рабочих удовлетворяется не более, чем на 50 процентов. Особенно не хватает представителей таких, казалось бы, традиционных специальностей, как электриков, фрезеровщиков, токарей. Не так давно система подготовки кадров через профессиональные училища была передана субъектам федерации, а регионы не могут обеспечить техническое переоснащение учебных заведений, необходимое для качественной подготовки выпускаемых специалистов, а также привлечение квалифицированного преподавательского состава из-за низкой оплаты труда.

    Чтобы решить эту проблему, современная система образования должна быть открыта заказу общества, экономики, бизнеса. Сегодня бизнес перед образованием ставит конкретные задачи, подавая четкие сигналы: сколько нужно специалистов, какого именно профиля, какого уровня подготовки. К тому же в обществе в последние годы привыкли рассматривать все звенья нашего образования, как непрерывную цепочку, ведущую к вершине - высшему образованию. Но пришло время переосмыслить образовательные ценности и понять, что вполне самостоятельно всегда были и есть независимые ветви невузовского образования. И совсем необязательно доводить рабочего до получения университетского диплома.

    Есть независимое направление: готовить квалифицированных специалистов - "голубые воротнички". Тем более что им, в отличие от оставшихся не у дел дипломированных экономистов и юристов, гарантирован заработок, и, подчас, довольно высокий. Андрей Фурсенко заметил, что путь к счастью необязательно лежит через получение университетского диплома. Главное, чтобы понимание этого и соответствующий положительный настрой сформировался в обществе.
    Вполне закономерно, что проектом федерального бюджета 2007 года предусмотрено создание по конкурсу в регионах страны уже в будущем году 60 базовых ресурсных центров подготовки рабочих кадров. Победители конкурса получат для закупки оборудования и внедрения новых технологий обучения по 50-60 миллионов рублей. Планируется, что за 3 года по всей стране будет открыто около 200 таких центров - по 2-3 в каждом регионе. Самое примечательное, что финансировать этот проект вместе с федеральным центром в соотношении 50 на 50 процентов будут либо регионы, либо бизнес.

    Кстати, предложения о том, как модернизировать систему профтехобразования, подготовила совместная рабочая группа министерства образования и науки и РСПП. И создание ресурсных центров выгодно бизнесу, поскольку помогает снизить кадровый голод в рабочих специалистах. Так же как этот проект полезен и для региональных властей, ведь он позволяет решить  многие социальные проблемы молодежи.

    Именно механизм взаимодействия федерального центра, регионального бизнеса  и властей изучали в Липецке и во время совещания, и при посещении металлургического комбината и его базовых учебных заведений - ПУ № 10 и металлургического колледжа. Гости отметили заинтересованность региональной и муниципальной власти в работе по развитию экономики своего региона и по образовательным проектам.

    Поделиться