07.11.2006 01:40
    Поделиться

    Владимир Васильев представил в Воронеже свою "Золушку"

    В этот вечер, право, стоило придти в театр чуть пораньше, чтобы почувствовать атмосферу ожидания праздника, нечто особенное, что, в самом деле, начиналось с вешалки, нет, даже раньше, прямо от парадных колонн, проглядывалось в выражениях лиц билетеров, гардеробщиц, нарочито-нарядной публики. В фойе театра - выставка живописных работ Владимира Васильева, на столике - книжки с его стихами. А вот и сам маэстро - быстрый, легкий, узнаваемо-светловолосый - на ходу в коридоре раздает автографы…

    Накануне, перед генеральной репетицией спектакля, удалось взять у него небольшое интервью.

    Российская газета | Владимир Викторович, "Золушка" для вас - давно освоенное и обжитое балетное королевство. В свое время вы блистали  в роли Принца в спектакле Ростислава Захарова в Большом театре. Позднее, тому лет пятнадцать назад, и сами поставили "Золушку", открыв ею историю Кремлевского балета. Чего же ждать от воронежской постановки - повторов, реминисценций или каких-то новаций?

    Владимир Васильев | Действительно, партию Принца в Большом театре я танцевал с увлечением, но сам спектакль вскоре стал вызывать отчуждение, мне хотелось сделать многое по-другому, чтобы на первый план выступила атмосфера доброты и жертвенности главной героини, облагораживающей всех окружающих. Такая возможность представилась в Кремлевском балете. Но здесь, в Воронеже, я вовсе не собирался повторять тот свой спектакль и, надеюсь, смог этого избежать, сделать постановку интереснее прежней. Начну с того, что сцена кремлевского Дворца съездов слишком велика, поэтому она требует других режиссерских решений, каких-то дополнительных задействованных масс для ее наполнения. Воронежская сцена раз в пять-шесть меньше, а потому должна произвести впечатление уюта, камерности, ближе, интимнее соединить артистов со зрителями.

    РГ | Как бы вы сформулировали художественную идею обновленной "Золушки"?

    Васильев | Как можно ближе к оригиналу передать средствами хореографии великую музыку Прокофьева. Партитуру  "Золушки" считаю одной из самых ярких в его творчестве, передающей глубинные движения человеческой души. Сила этой музыки такова, что ей невольно поддаются люди даже неискушенные, независимо от их культурной подготовленности. В заключительном адажио любовь Принца и Золушки одним порывом захватывает всех, даже и тех, кто пытался помешать их счастью, зло тушуется перед силой светлого чувства. Совершенная гармония объединяет сцену с залом. В этот миг хотелось бы видеть на глазах у зрителей слезы радости, вот это и означало бы, что мне удалась, как теперь говорят, "сверхзадача".

    РГ | Что означает в таком случае ваше решение заметно сократить продолжительность спектакля, вместо трех актов сделать два, убрать часть эпизодов и даже некоторых действующих лиц, вроде отца Золушки?

    Васильев | В Воронеже поставлена действительно совершенно новая редакция "Золушки", и она мне нравится больше прежних. Скажу откровенно, я сейчас с трудом выдерживаю три акта, даже в моем любимом виде искусства, балете. Вспоминаю, как у нас шли раньше четырехчастные "Спящая красавица", "Дон-Кихот". Нет, сейчас мало у кого хватит терпения столько  сидеть в театре, время заставляет нас быть более собранными, жесткими в режиссерских средствах, более зрелищными. Для этого в спектакле используются необычные световые эффекты, по-новому поставлены сцены поиска Принцем исчезнувшей красавицы, введены вариации сестер Злюки и Кривляки, которых прежде не было ни в одном спектакле "Золушки". То есть третий акт полностью переделан. Посмотрим, как это воспримут воронежские зрители.

    РГ | Зрители бывают разные. Ваш спектакль сделан  с уклоном для взрослых или для детей?

    Васильев | Хорошая постановка не должна никого оставлять равнодушным. Для взрослых в нем интереснее будет философия и эстетика, для детей - сказка, ненавязчивое поучение. И каждый, надеюсь, ощутит ностальгию по времени, когда в мире правила музыка и красота.

    Напомним, спектакль на музыку Сергея Прокофьева родился в Большом театре 21 ноября 1945 года. Победившая, но измученная, голодная и холодная страна нуждалась в доброй музыкальной сказке. Первой исполнительницей Золушки была балерина Ольга Лепешинская. Вскоре в этой роли стала танцевать и Галина Уланова. Балет рано приметили и за рубежом - уже в 1948 году прошла премьера "Золушки" в лондонском "Ковент-Гарден". Нетрадиционно подошел к хореографической сказке Рудольф Нуреев, перенесший в своем спектакле (Парижская опера, 1986 год) действие в Голливуд 30-х годов прошлого века. Его балет заканчивается счастливым концом по-американски: кроме возлюбленного бедная девушка добивается еще и выгодного контракта с киностудией. Английский постановщик Мэтью Боурн действие своей "Золушки" развернул в Лондоне Второй мировой войны. Довольно непривычной и даже скандальной оказалась прошлогодняя постановка, осуществленная в Большом театре хореографом Юрием Посоховым. Вместе с режиссером Юрием Борисовым они столь основательно переработали либретто, что от старой доброй сказки осталось немного: Золушка превратилась в довольно развязную девицу, свободную от комплексов "замарашки" и решительно вступившую в борьбу за право быть успешной и счастливой. Более того, авторы спектакля заявили, что в образе бедняжки-падчерицы они вывели на этот раз … самого Сергея Прокофьева с его непростой жизнью в сталинском СССР. Насколько могу судить по журнальным отзывам на недавние гастроли Большого в Великобритании, там эта версия балета восторгов не вызвала, впрочем, как и в Москве. Представляет интерес, что в эти же дни прошла премьера "Золушки" в Московском академическом музыкальном театре им. К. Станиславского и В. Немировича-Данченко в постановке Олега Виноградова. А 17-18 ноября столичные балетоманы смогут увидеть "Золушку" в постановке выдающегося  хореографа современности Жан-Кристофа Майо - в Москве готовятся к гастролям знаменитой труппы "Балет Монте-Карло".

    После просмотра можно сказать определенно: воронежская "Золушка" не стала копией московской постановки Васильева 15-летней давности, чего многие опасались. Сцена в нашем театре действительно намного меньше кремлевской, что решительно изменило сценические объемы спектакля. Но, главное, Владимир Васильев настолько неординарная творческая личность, что просто в силу собственного характера не способен входить в одну и ту же воду дважды. Дух сказки, таинственного пространства оформлявший спектакль московский художник Виктор Вольский передал ажурными "на просвет" декорациями, переливающимися то голубым, то серебром. Они не мешают танцовщикам, но, оттеняя все происходящее на сцене, в соприкосновении с волшебной музыкой Прокофьева, создают мерцающий эффект, при котором радость легко перетекает в грусть, и наоборот. Калейдоскоп костюмов (их всех около сотни) делает спектакль фантастически-ярким, по-настоящему зрелищным. В трех составах занята практически вся балетная труппа театра, в том числе такие любимцы воронежской публики, как народная артистка России Татьяна Фролова, лауреат международных конкурсов Дмитрий Каганер, заслуженный артист РФ Михаил Негробов, Яков Синицин. Думается, эту постановку ожидает долгая жизнь, долгая любовь зрителей.

    Поделиться