В старинном московском особняке в Козицком переулке, принадлежавшем когда-то княжескому роду Голицыных, а сегодня разместившем в своих стенах Государственный институт искусствознания, начался ноябрьский марафон изящных муз - международный фестиваль искусств "Арт-ноябрь".
Это тринадцатый по счету фестиваль, который с 1994 года проводится в Зеркальном зале голицынского дома, принимавшем когда-то Пушкина, Мицкевича и до сих пор хранящем отзвуки воспоминаний о "дьявольски" виртуозной игре Листа. Здесь музицировали в далеком XIX веке и в минувшем XX, продолжают по традиции собираться на музыкальные вечера сейчас, наслаждаясь одновременно и совершенно особой культурной аурой зала, по стенам которого танцуют живописные амуры и музы, уцелевшие даже в огне наполеоновских пожаров, и аристократической обстановкой салонного музицирования с прекрасным звучанием появившегося здесь несколько лет назад роскошного "Стейнвея", и составом исполнительских сил, способным презентовать качество любого фестиваля.
Достаточно перечислить участников нынешнего "Арт-ноября": японская скрипачка Саяка Шоджи, эксклюзивная артистка "Дойче Граммофон", сыгравшая к 23 годам практически со всеми ведущими оркестрами мира, сопрано Хибла Герзмава, фаворитка столичных меломанов, исполнившая на торжественном открытии фестиваля, которое проходило на сцене Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, репертуарную редкость - "Концерт для голоса с оркестром" Глиэра, авторитетные российские квартеты - им. Бородина и им. Шостаковича, представляющие в "Арт-ноябре" монографические программы из музыки Шостаковича, известный виолончелист Александр Князев и самая неформальная скрипачка в России Татьяна Гринденко со своим "аутентичным" ансамблем "Академия старинной музыки", "Брамс-трио" и "Московское трио" с программами из музыки Танеева, Рахманинова, Брамса, Шостаковича, пианисты Петр Лаул и Олег Полянский, Юлий Милкис - кларнетист с выучкой легендарного Бенни Гудмена.
Учитывая же, что этот "Арт-ноябрь" тринадцатый, то есть "чертовый" по счету, а сам месяц ноябрь предваряется Хеллоуином, празднующим и поклонение христианским святым, и одновременно кельтский культ злых духов, то тема нынешнего фестиваля, обозначенная как "Вера и суеверия в искусстве", имеет актуальное звучание. В Зеленом зале голицынского дома представят сенсацию - первую (она же посмертная) выставку жившего в прошлом веке московского художника-сюрреалиста Макса Хаазе, сотворившего особый жанр "тканой живописи". Завершится же "Арт-ноябрь", отмечающий свою цифру 13, в последний вечер осени, когда в Зеркальном зале Голицыных в исполнении графа Муржи и Наталии Гусь зазвучат "Дьявольские трели" Тартини, "Пляска смерти" Сен-Санса, "Пляска ведьм" Паганини, Фантазия Венявского на темы оперы Гуно "Фауст" и "Рондо домовых" Баццини - достойная "веры и суеверия" "дьявольская" программа.