08.11.2006 02:00
    Поделиться

    Максиму Галкину исполнилось 30

    "Перевалило" - не то слово. Артист непринужденно перепрыгнул эту планку с огромным запасом, как говорят прыгуны в высоту. Судя по тому, как часто он появляется в рамке телеэкрана, к нему еще долго не зарастет народная тропа поклонения, по которой и он сам будет непринужденно и с чувством глубокого удовлетворения прогуливаться.

    ...Нынче такие времена, что звезда - не звезда, если она не имеет своего персонального окошка на ТВ. Будь то птица-певунья. Или птица-говорун. У птицы-говоруна Петросяна помимо "Кривого зеркала" имеется "Смехопанорама". И птица-певунья Лолита его имеет - она, как всем известно, дама "Без комплексов". И у такого орла, как Басков, он есть - "Субботний вечер". Даже великая и несравненная Алла Пугачева при случае не прочь им воспользоваться в том или ином формате - будь то "Рождественские встречи" или "Песня года".

    Максим Галкин - постоянный ведущий телевикторины "Кто хочет стать миллионером" и совсем недавно "под него" было придумано шоу "Вечер с Максимом Галкиным". Кроме того, за ним с недавних пор оставлены на Первом канале пара последних часов 31-го декабря.

    Похоже, он стал в этот день таким же обязательным блюдом для телезрителей, как "Ирония судьбы" в эфире и салат "Оливье" на новогоднем столе.

    Сегодня у него статус полноценной звезды, но популярным артистом он стал гораздо раньше. Хотя, что значит "гораздо раньше"? На телеэкране он был замечен только в середине 90-х с пародийным номером, где от имени Урмаса Отта беседовал с изображаемыми им Горбачевым, Ельциным, Жириновским, Хасбулатовым. Номер он сначала показал в студенческом театре МГУ. Его тут же пригласил в программу Эстрадного театра "Дебюты, дебюты" Борис Брунов. А Михаил Задорнов взял начинающего артиста в свой гастрольный тур по России.

    За его плечами нет никакого художественного вуза. Он из художественной самодеятельности, но со стажем. Ею он начал баловаться в средних классах средней школы, имитируя речевые повадки соучеников и учителей. В шестом классе у него состоялся самый первый в жизни "сольник" - он сочинил и разыграл "обыкновенный-необыкновенный" кукольный концерт. Успех был большой. Дорога в профессиональные артисты представлялась очевидной. Но артистическая карьера вроде не прельстила приятного во всех отношениях молодого человека. А может, ее перспектива не вдохновила его родителей?

    Так или иначе, но он решил стать серьезным и солидным гуманитарием и поступил на факультет лингвистики РГТУ. Окончив его, пошел дальше: поступил в аспирантуру. Некоторые смеют предполагать, что не из любви к науке, а чтобы от армии откосить.

    Может, и так, но тему диссертации он выбрал захватывающую: "Соотношение стилистических систем оригинального и переводного текстов". Научную работу Максим пишет до сих пор - времени катастрофически не хватает, поскольку слишком много тратит его на выяснение "соотношения стилистических систем" текстов известных политиков, мастеров культуры и шоу-бизнеса. Среди переведенных им на язык пародий, помимо помянутых Ельцина, Жириновского, появились Черномырдин, Явлинский, Новодворская, Никита Михалков, Радзинский, Вульф, Литвинова. За ними стройными рядами пошли Басков, Орбакайте, Леонтьев и вся попсовая рать.

    Пародийное направление нашей эстрады в 90-е стало как-то особенно плодоносным. На пародии был острый спрос, на них явилось и обильное предложение. В тот момент мы расставались с прошлым. Расставаться было положено смеясь. Отсюда такой вал пародистов и шаржистов. Всех не упомнишь. Сколачивались целые коллективы, специализировавшиеся на передразнивании известных политиков и артистов. Их остатки, осколки, ошметки можно видеть сегодня в "Аншлаге" Дубовицкой и в "Кривом зеркале" Петросяна.

    Довольно скоро смех превосходства над тем, что осталось позади, смешался с ностальгией по тому же самому. И тогда бесконечной чередой потянулись сопли и слюни "Старых песен о главном".

    С советским прошлым, стало быть, мы до сих пор расстаемся, хохоча и рыдая. Мы до сих пор его передразниваем и перепеваем на все лады.

    Тут надобно признать, что пародисты были первыми, кто изобрел и опробовал "перпетуум мобиле" в нашем шоу-бизнесе. Их пародии в большинстве случаев - это способ паразитирования на популярности тех, кого пародируют. Но они же и добавляют популярности субъектам высмеивания. Ты - мне, я - тебе, и никто не в обиде. Ни Винокур, ни Лещенко. Давно прошли те времена, когда талантливая пародия убивала свой объект. Это удавалось поэту Александру Иванову. А еще раньше Александру Архангельскому. Как и те времена, когда пародия была средством выражения нежности и обожания к большому артисту. На память сразу приходят Зиновий Гердт с его шаржами на Утесова, Геннадий Хазанов с его подражаниями Райкину.

    Сегодня пародия по большей части стала пиар-технологией.

    В какой-то степени в этом качестве воспринимался и по сию пору воспринимается Максим Галкин. За честь стать его "клиентом" готовы хорошо приплатить многие из нынешних поп-звезд.

    Не комплексуют даже те, кого серьезно и больно задевают меткие попадания его сарказмов. Гордится галкинской карикатурой на себя Николай Басков, хотя в ней довольно верно схвачено и до конца обнажено самодовольство народного любимца, его нарциссизм. Не в претензии к нему Рената Литвинова, манерность (а не манера) которой едко высмеяна в другой пародии Максима.

    Наверное, чувствуют себя задетыми Радзинский и Вульф. Но первый виду не показывает, а второй имел неосторожность в этом публично признаться.

    Чем подкупает пародийный дар нашего героя, так это синтетичностью. Он ведь в своих "переводах" способен имитировать не только пластику и жестикуляцию оригинала, но и его вокальные данные. Но и его тексты. Легче всего ему даются пародии на тех публичных персонажей, лица которых уже стали масками. Галкин в этом случае просто заимствует готовое. И мы радуемся неотличимости копии от оригинала.

    Более трудной представляется задача, когда модель недостаточно в своих внешних проявлениях характерна.

    Так вот среди наиболее удачных пародий Максима Галкина - подражание Путину. Артист довольно верно уловил специфику речевого поведения президента. Она была отчетливо заметна в начале его политической карьеры. Сейчас несколько сгладилась, но все равно ощутима. Когда Владимир Владимирович говорит, то как бы выталкивает из себя тщательно подобранные фразы, слова, предпринимая для этого заметные мимические усилия. Артист данную манеру чуть утрирует, и мы смеемся, узнавая то, что наверняка отметили на подсознательном уровне.

    ...Кто ж не знает, что с юмором у нас сегодня проблемы, судя по "Аншлагу". Их нет у юмористов, судя по "Аншлагу". Юмористы в порядке. Хотя бы потому, что телевизионный юмор, как когда-то песня, строить и жить помогает. Не всем, разумеется. Иные чувствуют, что старая почва ушла из-под ног. Новая еще не найдена, не нащупана... Политика делается все более скупой на яркие лица. Шоу-бизнес - все более однообразным. Не исключено, что и суровый критик того и другого Максим Галкин наскучит. Не исключено, что уже кому-то наскучил. Но у артиста есть запасной аэродром - это игра "Кто хочет стать миллионером". Она-то точно не наскучит. Как и "Поле чудес" с другим комиком Леонидом Якубовичем. Это два самых надежных телеокошка в бескрайнюю и безбедную популярность.

    Поделиться