В Татарстане "короли" бензоколонок сами напрашиваются на проверки

Как уже рассказывала "Российская газета", с тех пор как был принят федеральный закон "О техническом регулировании" и нефтяные инспекции приказали долго жить, качество горюче-смазочных материалов резко ухудшилось. По словам специалистов, в отдельных регионах количество реализуемого нестандартного топлива доходило до 35, а в Татарстане до 27 процентов. Чтобы как-то взять ситуацию под контроль, в 2005 году правительство республики приняло решение, которое кое-кто расценил как шаг назад. Ведь в регионе фактически сохранили структуру, контролирующую качество ГСМ, создав управление по обеспечению рационального использования и качества топливно-энергетических ресурсов в РТ. Напрямую это госучреждение надзором теперь, правда, не занимается. Но ситуацию на бензиновом рынке держит на контроле. Это дало свои результаты - в сентябре количество некачественного бензина, реализуемого в Татарстане, снизилось до 6,6 процента.

Кроме того, эта структура по поручению правительства и создала первую в стране, как утверждают местные специалисты, систему добровольной сертификации АЗС. И, как того требует закон, зарегистрировали ее в соответствующем федеральном агентстве. Это когда короли бензоколонок обращаются в орган сертификации и сами напрашиваются на проверку. Больше того, они за нее еще и платят. И все это ради того, чтобы над АЗС появился специальный знак, указывающий на то, что автозаправочная станция имеет сертификат соответствия и оказывает качественные услуги? Как выяснилось, не только.

Тщательное обследование объекта в соответствии с утвержденными правилами функционирования системы добровольной сертификации АЗС в Волго-Вятском регионе - это своего рода гарант безопасности. Говорят, во время таких проверок выясняется, что, не прими владельцы АЗС своевременно мер, они могли бы понести колоссальные убытки. К примеру, во время обследования технического состояния одной из казанских автозаправочных станций, которая первой в городе получила сертификат, обнаружились серьезные проблемы с заземлением. Это значит, что на АЗС в любой момент могло возникнуть искрение со всеми вытекающими отсюда последствиями.

А проверяется не только наличие заземления, но и соблюдение санитарных, строительных противопожарных норм, влияние на экологию, степень подготовки персонала и, само собой, берутся пробы реализуемых продуктов. В специальных лабораториях их состав тщательно исследуется.

Однако рассчитывать, что по итогам всех обследований АЗС тут же выдадут сертификат, не приходится. Сроки его выдачи напрямую зависят от того, как скоро будут устранены недостатки, а они, как показывает опыт, есть почти у всех бензоколонок.

- Выдавая документ, орган сертификации как бы берет на себя ответственность за состояние автозаправочной станции, - говорит начальник управления рационального использования топливно-энергетических ресурсов РТ Роберт Гилязиев. - Моя задача как руководителя государственного учреждения - не продавать сертификаты за любые деньги, а выдавать их тем организациям, которые действительно этого заслуживают. С помощью добровольной сертификации мы убьем сразу двух зайцев: с одной стороны, обеспечим нормальное техническое состояние АЗС, а с другой - повысим качество ГСМ и культуру обслуживания.

Кстати

Сертификат не тот документ, который выдается "пожизненно", его АЗС придется ежегодно подтверждать.
Пока желание добровольно пройти сертификацию изъявили лишь шесть автозаправочных станций, в том числе в Казани, Набережных Челнах и Менделеевске, но, как говорится, лиха беда начало.