08.11.2006 01:00
    Поделиться

    Фестиваль национальных театров Европы вернулся к жизни

    Фестиваль национальных сцен Европы был задуман несколько лет назад, прошел всего единожды и вот вновь возобновил свое существование в честь 250-летнего юбилея русского театра. В нем представлены спектакли из Таллина, Ганновера и Минска. Завершит фестиваль Театр им. Ивана Франко с национальной классикой - оперой "Наталка-Полтавка" с известным рок-музыкантом Олегом Скрипкой в главной роли.

    Открылся фестиваль спектаклями "Пикколо Театро ди Милано", созданного в 1947 году. Пожалуй, именно он остался тем последним островом большой и мощной театральной традиции второй половины ХХ века, в которой театр был и кафедрой, и поэтической лабораторией, и радикальным высказыванием, и универсальным опытом человечества, дарил интимнейшие переживания и радость соборности. Его создатель, великий режиссер Джорджо Стреллер просто назвал его "Театром для людей". Сегодня, когда это сильное дыхание мирового театра иссякло, когда сама идея театра для людей разбилась в прах, последние спектакли Стреллера, которые мы видим уже после его смерти, превращаются в уникальное духовное завещание, которое продолжает работать спустя девять лет после его смерти.

    На фестивале в Малом москвичи увидели два его последних творения. Легкую моцартовскую шутку "Так поступают все" стоит рассматривать как завершение всего жизненного проекта мастера. В нем ясно отразилась его концепция художественного театра для всех, который кроме изысканности и красоты полон юмора, психологической и игровой тонкости, но главное - утраченного праздничного чувства жизни.

    Постоянный соавтор Стреллера художник Эцио Фриджерио повторил здесь их излюбленный пространственный образ - пустая сцена с дощатым полом светлого дерева, два белых архитектурных портала, обрамляющих ее с двух сторон, полоска моря и прекрасное итальянское голубое небо на заднике - вот и вся архитектура. Чашечка кофе, две женские туфельки - и мир приобретает совсем иные очертания. Никто, как Стреллер, не умел создать из нескольких изысканных деталей целый мир - простой и умопомрачительно красивый. В моцартовской Cosi Fan Tutte он соединил игровую естественность драматического театра с утонченным вокальным мастерством. Органика жеста, чувства, взгляда и их музыкального воплощения кажется невероятной для оперной сцены. Простейшая история либреттиста Да Понте об интриге Дона Альфонса и Деспины, пытающихся доказать, что романтические надежды на женскую верность легко разбиваются, обретает ту самую лукавую, веселую мудрость, которой всегда добивался Стреллер. Мы смотрим на хорошеньких барышень, точно сошедших с полотен Тьеполо, способных любить, сострадать и изменять одновременно. Этот объем преподнесен с такой умопомрачительной изысканностью, что вовсе не кажется сложным. Под звуки клавесина и маленького оркестрика (кстати, Джузеппе Ла Мальфа продирижировал музыкантами Малого театра) красота этого спектакля навеки вплывает в сознание как образ ушедшего театра ХХ века.

    Театр и смерть соединились и в другом спектакле "Пикколо театро" - в "Счастливых днях" по пьесе Сэмюэля Беккета. Его декорации и есть в каком-то смысле образ театра, как его понимал Стреллер. Одна-единственная актриса (головокружительно печальная, виртуозная и страстная Джулия Лаццарини) неподвижно сидит, скрытая до самой головы огромным холмом белого песка. Этот холм точно вырастает из самой сцены и врастает прямо в зрительный зал. А позади нее - не зияющая черная пустота, а темный застекленный экран, в котором чуть размыто, но отчетливо отражается роскошный зрительный зал Малого театра со всеми его амфитеатром, ярусами и ложами. Актриса рассказывает историю умирания, но под рукой Стреллера она наполняется мощной энергией жизни. Джулия Лаццарини осуществляет настоящий эзотерический ритуал изгнания дьявола. Слово за словом, виток за витком, терцина за терциной (неужели только благодаря музыке итальянского языка кажется, что она читает Дантову "Божественную комедию"?) она созидает свою душу, отвоевывая ее у времени и пространства. Так на наших глазах расширяется пространство духа и рождается бессмертие, в котором уже давно пребывает Стреллер, умевший созидать его еще здесь, на земле, в своем непобедимом "Пикколо".

    Поделиться