Новости

09.11.2006 02:45
Рубрика: Экономика

Водные процедуры

С 1 января 2007 года вступит в силу новый Водный кодекс РФ

Какие главные изменения в водном хозяйстве страны произойдут в связи с этим? На этот и другие вопросы корреспондента "РГ" отвечает глава Росводресурсов Рустэм Хамитов.

 

Рустэм Хамитов | Огромная работа по вводу в действие нового Водного кодекса близка к завершению. Для полного юридического и нормативного сопровождения Водного кодекса МПР России при участии Росводресурсов подготовило 24 постановления, которые должно в ноябре принять правительство РФ. Кроме того, также готовятся нормативные правовые акты МПР России. Надо отметить, что весь подготовительный этап прошел слаженно, так что есть надежда, что с 1 января все новые механизмы заработают синхронно и Водный кодекс вступит в силу с необходимым пакетом документов.

Российская газета | А что же конкретно заработает?

Хамитов | Давайте по порядку. Первое. Частные лица получат возможность стать собственниками водных ресурсов. Речь идет о прудах и обводненных карьерах, расположенных на частной земле. При этом Совет Федерации подготовил еще одну очень верную поправку к кодексу: если водоем является источником питьевого водоснабжения, то его приватизация разрешена не будет.

Второе. Изменятся отношения государства как основного владельца водных ресурсов с водопользователями. Сегодня в стране около 50 тысяч водопользователей - в основном, юридических лиц. И все они работают по лицензиям. С 2007 года вместо лицензии будет заключаться договор водопользования, таким образом, осуществится переход от административных отношений к гражданско-правовым.

РГ | А лицензии будут отозваны?

Хамитов | Нет. Лицензии будут заменяться договорами по мере истечения срока действия лицензий.

РГ | А будут ли водопользователи как-то отвечать за состояние водоема?

Хамитов | Обязательно. В договоре будут оговорены и порядок содержания водного объекта, и качество сбрасываемой воды, и меры по очистке стоков. Однако форма договора предполагает обоюдную ответственность, в том числе и со стороны государства. Если лицензию ранее можно было просто отозвать, то расторгнуть договор можно только через суд, а это - процесс длительный. Пока неясно, как это отразится на чистоте водоемов.

РГ | Все это, насколько я понимаю, в перспективе ведет к тому, чтобы водопользователи, скажем так, более рачительно относились к "своим" водоемам. Видимо, и плата за водопользование возрастет?

Хамитов | В перспективе - да. Это третье важное изменение. В целом, с уходом практики лицензирования водный налог будет заменен платой по договору. Предельный размер платы по водным объектам, находящимся в федеральной собственности, определяет правительство РФ. Пока можно сказать, что платежи по договорам вырастут в 2007 году в среднем на 20 процентов, при этом плата за питьевую воду - не более чем на 0,5 процента, поскольку стоимость воды в коммунальных платежах мала.

Четвертый важный момент - значительные полномочия новый Водный кодекс передает субъектам РФ. Здесь и охрана водоемов, и борьба с их загрязнением, заключение договоров с водопользователями, предупреждение паводков и ликвидация их последствий.

РГ | Судя по всему, проблем в водной отрасли достаточно. Рустэм Закиевич, вы не могли бы обозначить самые острые?

Хамитов | Водное хозяйство страны состоит из двух основных частей: собственно ресурсы, то есть водоемы, и сооружения на воде (плотины, шлюзы и т. п.). Начнем с ресурсов. Их тоже следует рассматривать по двум критериям: количеству и качеству. С количеством в России проблем в целом нет. Наша страна - один из мировых лидеров по запасам пресной воды. Да, имеет место сложная ситуация, скажем, в Калмыкии, но в Сибири, например, воды и вовсе переизбыток. А вот с качеством, увы, хуже. Загрязненные стоки мы так и не научились толком очищать. Главный загрязнитель - предприятия комплекса ЖКХ. Всем известно тяжелое положение этой отрасли, и штрафные санкции к ЖКХ практически неприменимы. А предприятия водоканалов платят за водопользование очень немного, поскольку цены на питьевую воду в 5-7 раз ниже, чем на "промышленную". Основной проблемой для качества воды сегодня являются города: их неочищенные канализационные стоки и неочищенные потоки дождевой и талой воды, которые смывают грязь с улиц, дворов, заводских территорий прямо в реки.

Теперь перейдем к гидротехническим сооружениям. В стране есть плотины, которые построены 300 лет назад, и до сих пор они функционируют!

РГ | Это где же, Рустэм Закиевич?

Хамитов | На Урале есть еще горнозаводские плотины Петровских времен, в Архангельской губернии. Но основная масса ГТС возведена 30-50 лет назад. И вот они неумолимо ветшают. У больших плотин, которые образуют обширные водохранилища, хозяева есть, это, как правило, энергетики и заводы, и там относительно все в порядке. А тысячи маленьких сельских плотин - что с ними стало, когда фактически разрушилась колхозная система?! Все бросили.

Между прочим, знаменитые торфяные пожары в Шатурском районе Подмосковья тоже связаны с маленькими прудами. Плотины обветшали, у них нет реального хозяина - вода ушла, пожар тушить нечем! Все подобные объекты обязательно должны обрести хозяина. Ими могут стать либо муниципалитеты, либо - частные собственники или арендаторы земли, на которой они находятся.

Еще проблема - судоходные сооружения. В стране - 120 крупных шлюзов на реках, соответственно - 240 ворот. Половина из которых просто требуют ремонта, а другая половина - немедленного ремонта! Есть еще каналы, мелиоративные системы, водозаборы. В перспективе, безусловно, у водных ресурсов и водохозяйственных сооружений должен быть один хозяин, поскольку ситуация "у семи нянек дитя без глазу" - крайне опасна.

РГ | А как обстоит с другой проблемой - паводками?

Хамитов | Очень сомнительно, что участившиеся паводки - только результат изменения климата. Дело еще и в человеке. Вырубили леса по берегам, застроили поймы рек, распахали склоны. И выпустили на волю талые воды. Выход, боюсь, один - возвращать рекам то, что им принадлежит по праву, - поймы. Необходимо запретить строительство в паводкоопасных зонах или обязать страховать имущество.

И в то же время паводок - стихия, и полностью ее не укротить. Значит, надо научиться быть всегда к нему готовыми: укреплять берега, чистить реки, особенно малые, быстро эвакуировать людей при необходимости.

РГ | Наконец, сакраментальный вопрос - о деньгах. То есть, о доходах и расходах.

Хамитов | Вот смотрите, в 2004 году субъекты Федерации собрали 9 миллиардов рублей водных платежей. В отрасль вернулись лишь 20 процентов. В 2005-2006 годах действовал уже федеральный водный налог. Только в этом году будет собрано более 13 миллиардов рублей. И все они расходуются по назначению, на водное хозяйство.

Основная часть этих средств, распределенных по разным ведомствам (Росводресурсы, Минсельхоз России, Росморречфлот и т.д.), идет на ремонт гидротехнических сооружений. В итоге в этом году на каждый вложенный нами в водное хозяйство рубль была получена отдача четыре рубля - в виде предотвращенного ущерба. Деньги возвращаются в субъекты Федерации. Контролируют их расходование Счетная палата РФ и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

В 2007 году в бюджет поступит около 15 миллиардов водных платежей. А в целом, чтобы нормализовать положение в отрасли, требуется не менее 50 миллиардов рублей ежегодно. Думаю, за 5-7 лет мы придем к тому, что финансирование водного хозяйства будет увеличено - за счет дифференциации и повышения платы за пользование водными объектами. А кроме того, за счет расширения категории водопользователей-плательщиков, потому что сейчас ни предприятия речного транспорта, ни сельхозпредприятия за пользование водными объектами не платят.

В целом, мы идем к реализации принципа "вода должна платить за воду", чтобы средства, собранные от водопользователей, позволяли достойно содержать водное хозяйство страны.

Экономика Отрасли Ресурсы Власть Работа власти Госуправление Правительство Минприроды Росводресурсы Водный кодекс Лучшие интервью
Добавьте RG.RU 
в избранные источники