На заседание, посвященное выработке дополнительных мер по повышению эффективности работы исполнительной власти Москвы в области межнациональных отношений, были приглашены послы многих государств, а также представители национальных диаспор. Сама трехлетняя городская целевая программа по этому вопросу была принята еще в августе прошлого года. Но то, что она не срабатывает так, как это нужно в нынешней ситуации, очевидно всем. Докладчик - председатель комитета межрегиональных связей и национальной политики Алексей Александров, например, сообщил, что 60 процентов жителей столицы расценивают межнациональные отношения в городе как напряженные. "А что получается из этой статистики, - заметил он, - известно по примеру Кондопоги".
Не обольщается насчет атмосферы в городе и мэр. "В борьбе с проявлениями экстремизма и ксенофобии в последние два года правоохранительным органам все чаще приходится обращаться к силовым методам, а власти - к волевым, запрещая проявление этих явлений", - прямо сказал он. Воспоминания о 4 ноября, когда столичные власти были озабочены тем, чтобы не допустить беспорядков, к которым явно стремились организаторы "Русского марша", у мэра были явно еще свежи.
Впрочем, у каждого из присутствующих были и личные ассоциации на обсуждаемую тему. "Африканцы-старшекурсники, например, вручают землякам-первокурсникам памятки, когда, в какие дни и часы лицам с неславянской внешностью лучше в городе не появляться. Среди них наиболее опасными считаются День десантника и день рождения Гитлера", - поделился наблюдениями студент Университета дружбы народов.
В чем причина обострения межнациональных отношений в городе, где проживают 147 национальностей, если иметь в виду лишь диаспоры численностью свыше 5 тысяч человек, и 160 - если считать и более мелкие, до 1 тысячи человек? Судя по трехчасовому разговору, многие считают, что во многом вина лежит на государстве, потерявшем в 90-е годы политику, ориентированную на интернационализм. В итоге "интернациональные прививки", сделанные старшим поколением, у молодежи больше не работают. К тому же слаба федеральная законодательная база - даже программы, подобной московской, хоть как-то влияющей на установление межнационального мира, у России нет.
Возник и спор о роли СМИ: власти упрекали их за раздувание пожара из каждого мало-мальского факта, те, в свою очередь, устами главного редактора "Московской правды" Шода Муладжанова пытались ответить, что, дескать, нечего на зеркало пенять... Лужков возразил, что и кривизны, о которой говорится в русской пословице, добавляют и сами СМИ. "В стране культурной, образованной мало места для ксенофобии, - говорил он. - А мы видим тенденцию, когда телепрограммы делят общество на небольшой культурный слой и массу тех, кому ничего не интересно. Вот из этих-то и вырастают скинхеды, маргиналы и фашисты, появление которых в нашем обществе, пережившем войну, еще лет 5-7 тому назад было немыслимо".
Вердикт был вынесен такой: в городской политике необходимо делать акцент не на то, что разъединяет людей разных национальностей, а на то, что их объединяет. Для этого шире привлекать диаспоры, которые должны помочь вновь приехавшим не стараться вносить в жизнь столицы свои нравы и правила, а напротив, усваивать имеющиеся ценности, становиться полноправными москвичами. Москвичам же не сетовать по привычке - "понаехали тут и жируют", а учиться видеть в новых горожанах и положительные качества, ту пользу, которую они приносят столице, очищая от снега и мусора, строя высотки, и так далее. Воспитание толерантности, терпимости к людям других национальностей, по мнению мэра, должно идти со школы. "Вот почему я против введения преподавания Закона Божьего или истории православия. Это хоть и государственная религия, но выделять ее в таком многонациональном государстве, как Россия, опасно, - объяснил он. - И предложил: - Лучше ввести историю религий".
Тема нелегальной миграции, считает Лужков, заслуживает отдельного разговора. Разгул ее, который переживает сейчас Москва (по прозвучавшим данным, в столице проживает миллион нелегалов), - следствие устранения субъектов Федерации от работы с иностранными рабочими. "Верните Москве миграционную службу", - требовал мэр. Поддержал его и начальник ГУВД генерал Владимир Пронин, продемонстрировавший, чем чреват такой разгул. "Нелегальными мигрантами лишь с начала года совершено более 25 тысяч преступлений, - сообщил он. - На треть выросло количество преступлений с применением огнестрельного оружия, на 22 - с наркотическими веществами, на 10,5 процента - число мошенничеств. Разбоев и грабежей".