Пятеро смелых
Напомним (а "РГ" уже писала о деле Фадеевой), поиски правды для пяти череповчанок, живущих вблизи металлургического гиганта, начались в 1996 году. Тогда они, посчитав, что не могут более жить под трубой комбината - а уровень загрязнения у родного порога действительно превышал предельно допустимые нормы концентрации вредных веществ в атмосфере, - с исковыми заявлениями обратились в городской суд. Истицы просили немедленно переселить их из санитарно-защитной зоны металлургического комбината ввиду чрезвычайной угрозы их жизни и здоровью. В необходимости выделения им нового жилья пытались они убедить и суды высших инстанций. Но все хождения по мукам закончились безрезультатно. Женщин поставили… в общую очередь на улучшение жилья, которая зашкаливала к тому времени за несколько тысяч. Прикинув, что ждать придется долго, черповчанки решили добиваться своего через другие инстанции.
Собственно европейская эпопея началась для "пятерки смелых" в 1999 году. Тогда истицы обратились с жалобой в Европейский суд по правам человека. В Страсбурге первой рассмотрели жалобу Надежды Фадеевой. Ибо та в заявлении указывала, что от жилья нажила болезни, которые документально подтвердила.
Европейский суд частично признал жалобу действительной: Страсбург согласился с россиянкой лишь по статье 8 Европейской конвенции о правах человека - "право на уважение частной и семейной жизни". Чуть более года назад Европейский суд своим вердиктом обязал государство выплатить череповчанке шесть тысяч евро морального ущерба, а представлявшим ее интересы европейским адвокатам за работу было выплачено 6500 тысяч евро и 5540 тысяч фунтов стерлингов. И к новому 2006 году присужденные Фадеевой деньги были благополучно перечислены на ее расчетный счет.
Нехорошие квартиры
Видимо, посчитав вопрос исчерпанным, исковые заявления остальных четырех просительниц - а дело было названо по фамилии одной из истиц "Ледяева и другие против России" - в Страсбурге рассматривали уже скопом.
Кстати, задолго до судебного заседания из Страсбурга пришло предложение сторонам конфликта заключить мировую, а в качестве компенсации за моральный вред выплатить истицам по шесть тысяч евро. Об этом череповецким властям и общественности поведал уполномоченный представитель РФ в Европейском суде Павел Лаптев. Однако истицы желали идти до конца и ответили отказом. Как пояснили корреспонденту "РГ" в городской мэрии, начальник юридического отдела Николай Крутовский лично беседовал с каждой. Согласилась одна просительница - та, что успела сменить место проживания. Три другие письменно подтвердили, что считают предложенную сумму недостаточной и что претендуют на новую квартиру, в экологически чистом районе. О чем местные власти и уведомили уполномоченного представителя.
Итоговое для череповчанок заседание Суда по правам человека состоялось 26 октября. Самих заявительниц на нем не было видно. По одной версии приехать истицам не позволила дороговизна путешествия, по другой, озвученной представителями ответчика, то есть государства, в их присутствии просто не было необходимости. Как бы то ни было, права стороны пострадавшей в процессе отстаивала представительная группа из русских, английских и американских адвокатов и экологов.
Страсбург признал, что причиной ухудшения здоровья женщин стали вредные выбросы комбината в атмосферу, а российские власти не предприняли адекватных мер по улучшению положения дел. Однако прямой связи между заболеваниями и экологической "погодой" в доме истиц установлено не было.
акже как и в деле Фадеевой, суд обязал российские власти выплатить истицам деньги за моральный вред: Жанне Золотаревой и Елене Доброхотовой по 8800 евро, Людмиле Ледяевой - 7800 и 1500 - Екатерине Ромашиной, как сумевшей за годы судебных мытарств самостоятельно улучшить жилищные условия. Также Россию обязали оплатить и расходы на адвокатов, общей суммой в три с половиной тысяч евро.
Век зоны не видать
Тем временем местные власти Череповца и руководство индустриального гиганта, упреждая новые "европейские" прецеденты, в течение уже нескольких лет переселяют граждан из 213 и 214 микрорайонов, непосредственно соседствующих с трубой металлургического комбината. Городские власти напрямую со страсбургскими "страданиями" переселения не связывают. Говорят, что происходит все благодаря доброй воле самого ОАО "Северсталь", перечисляющего средства на расселение.
Как пояснили "РГ" в администрации, предмет спора - дома вблизи "Северстали" - стали возводиться при строительстве комбината в сороковые годы. Видимо, тогда строители посчитали, что по розе ветров вредные выбросы завода этим домам не страшны. Да и мощность сталелитейного гиганта в первые десятилетия была не такая, как сейчас. Очень даже удобно получалось для работников - до работы и с работы быстро добирались домой. Сама же санитарно-защитная зона появилась в 1965 году и составила пять километров, в нее попали несколько десятков жилых домов. Еще в 1973 году Совет министров и ЦК партии приняли постановление, по которому жители двух кварталов, 213 и 214, должны были быть со временем переселены, расселяемые здания постановлением определялись точечно. Хотя по каким критериям отбирались дома - непонятно. Получилось, что дом № 20 по улице Гагарина должен быть расселен, а дом № 21 нет.
Хотя и ЦК, и Совета министров давно уж нет, предприятие все равно продолжает выполнять свои обязательства. На сегодняшний день двадцать домов - 60- и 80-квартирных - уже переселены. 1258 семей переехали в другие районы города. По программе, рассчитанной до 2013 года, в другие районы города должны будут переехать жители шести оставшихся зданий - а это около 480 семей. Средства на программу заложены как в бюджете металлургического комбината, так и в бюджете города и области.
Однако нашим истицам переселение не грозит. По их жилью помянутый Совет министров решил, что дома находятся в экологически чистом месте. Насколько довольны череповчанки решением европейской Фемиды? Моральное удовлетворение быть должно. Что до материального, то и ребенку понятно: квартиру на такие деньги сейчас не купишь. Разве в какой-нибудь экологически чистой дальней деревушке. Первая из возмутительниц общественного и государственного спокойствия Надежда Фадеева так и продолжает жить в своей "нехорошей" квартирке. Под трубой, скорее всего, останутся и три другие ее товарки.
Тамара Гурняк, адвокат, представитель интересов России в Страсбурге:
- В первоначальных исковых заявлениях, представленных в Страсбург, список требований был более широк: все пятеро настаивали на том, что от проживания в экологически неблагоприятном месте их здоровью был нанесен серьезный вред, вследствие чего просили предоставить им жилье в другом районе города, а также возместить моральный и материальный ущерб. Страсбург во всех случаях признал только нарушение статьи 8 Европейской конвенции о правах человека - "право на уважение частной и семейной жизни", по которой и присудил по несколько тысяч евро морального ущерба. Никто не говорит, что в Череповце отличная экология и нет никаких проблем. Но специалистами не установлена - что признал и Страсбург - связь между заболеваниями истиц и проживанием вблизи промышленного гиганта. Все они, люди пожилого возраста, нажить свои болячки могли и находясь по другому месту жительства. Так, в случае с Фадеевой и Золотаревой их заболевания официально были названы профессиональными. А Фадеева даже получает регулярные выплаты за профзаболевание.
Татьяна Фигурина, и. о. заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Вологодской области:
- На территории области в пределах санитарно-защитных зон сейчас проживает около 40 тысяч человек. Но не всегда в границах СЗЗ уровень загрязнения превышает норму. В этом случае ее размер можно сократить - для этого существуют методики оценки риска здоровья. По санзонам других заводов нужно расселять едва ли не целый город - к примеру, в случае с целлюлозно-бумажными комбинатами в Соколе. Это, конечно, нереально. Поэтому проблема должна решаться за счет комплекса мероприятий по оздоровлению обстановки. На сегодняшний момент среди 612 предприятий, которые относятся к первым трем категориям по степени вредности, проект санитарной зоны разработан только на 22. В том числе и на ОАО "Северсталь" - там, соответственно, есть комплекс мероприятий по озеленению и благоустройству территории. Здесь реализуются воздухоохранные мероприятия, с помощью которых к 2015 году неблагоприятное воздействие вредных выбросов будет сведено к нулю. Санитарно-защитные зоны предприятий - проблема во многом правовая. Дело в том, что порядок, по которому утверждается проект санзоны, не прописан на федеральном уровне. Надеемся, что в ближайшем будущем этот вопрос будет решен на уровне правительства области. Отдельная проблема - санитарные зоны у предприятий, расположенных рядом. По существующим правилам в этом случае СЗЗ должна быть общая.