Новости

10.11.2006 04:10
Рубрика: Власть

Явка необязательна

Депутаты хотят отменить зависимость признания выборов состоявшимися от числа проголосовавших

Если большинство депутатов согласятся с позицией профильного комитета, то никакие выборы в России невозможно будет признать несостоявшимися. Даже в том случае, если в день голосования на избирательный участок придет только один человек.

Соответствующая поправка вносится в базовый закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и потребует исправлений в законах о выборах Госдумы, о выборах президента. Таким, прямо скажем, неожиданным образом к осени преобразился законопроект "единороссов", принятый Госдумой в первом чтении в последний день весенней сессии. Поначалу авторы законотворческой инициативы заявляли, что их цель - не допустить экстремистов на выборы и в органы власти. И законопроектом были предусмотрены непреодолимые преграды. Из выборной кампании предлагалось исключать кандидатов даже в том случае, если они находились под стражей как подозреваемые в преступлениях, связанных с экстремистской деятельностью. Правда, вчера комитет исключил это норму, которая нарушает презумпцию невиновности. Но, борясь с экстремистами, законодатели захотели попутно решить и другие задачи. Например, вернуть досрочное голосование и расширить перечень оснований для отказа в регистрации кандидатам и партийным спискам, а заодно и лишить возможности кандидатов использовать эфирное время для критики оппонентов. Против досрочного голосования категорически выступил председатель Центризбиркома Александр Вешняков, считающий, что досрочное голосование чревато разными злоупотреблениями.

И после долгих консультаций и согласований был найден компромисс - досрочного голосования не будет, но не будет и порога явки избирателей. Секретарь ЦИК Ольга Застрожная согласилась с тем, что "по большому счету это не так важно, в большинстве стран мира никакого порога явки вообще нет". До сих пор по российским законам выборы считались состоявшимися, если в них участвовало 20 процентов на региональных выборах, не менее 25 процентов - на федеральных парламентских и не менее 50 процентов - на президентских.

Члены комитета поддержали поправки, запрещающие зарегистрированным кандидатам и партиям при использовании эфирного времени на радио и телевидении в целях агитации призывать голосовать против других списков и кандидатов, описывать возможные негативные последствия в случае избрания политического соперника, распространять информацию, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате или списке в сочетании с негативными комментариями, а также информацию, способствующую созданию отрицательного отношения избирателей к конкурентам на выборах.

Впрочем, председатель Госдумы Борис Грызлов, комментируя инициативу коллег, заметил по этому поводу, что критиковать соперников по выборам, "безусловно, нужно", поскольку "предвыборной кампании без этого не бывает". А поправки, предусматривающие отмену порога явки и досрочного голосования на выборах, он назвал "понятными".

Бывший спикер нижней палаты Геннадий Селезнев, воспользовавшись ситуацией, предложил плигинскому комитету рассмотреть и законопроект, понижающий проходной балл в Думу с семи до трех процентов. Иначе, по мнению Селезнева, интересы сорока процентов избирателей не будут представлены в парламенте. "Понятно стремление уменьшить число партий в России, - убеждал коллег Селезнев, - но пусть процесс идет естественным путем". Члены комитета выслушали аргументы Селезнева, но отложили обсуждение его законопроекта до понедельника. Второе чтение законопроекта, отменяющего порог явки, запланировано на 15 ноября. Первое испытание избирательные новшества пройдут уже на мартовских региональных выборах.

Комментарии

Вячеслав Никонов, ПРЕЗИДЕНТ ФОНДА "ПОЛИТИКА":

- Это беспрецедентная статья в избирательном законодательстве. Не знаю, зачем ее приняли. Такого ограничения нет во многих демократических странах, например, в США и в европейских государствах.

Минимальный порог явки, графа "против всех" - все это пережитки советской эпохи, которые опирались на пассивных избирателей. Если каждому гражданину гарантировано Конституцией право на голос, это уже достаточное обеспечение демократического процесса. Важно не то, сколько людей придет на избирательные участки, а само их право сделать свой выбор. Ведь некоторые не голосуют, потому что всем довольны.

Установление минимального порога явки, который зачастую позволяет "сносить" выборы, усложняет избирательный процесс. Поэтому отмена минимального порога - правильная и своевременная мера.

Владимир Плигин, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА ПО КОНСТИТУЦИОННОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ И ГОССТРОИТЕЛЬСТВУ ("ЕДИНАЯ РОССИЯ"):

- Российское законодательство предоставляет гражданам страны гарантии избирательного права. Но они сами решают, участвовать им в избирательном процессе или не участвовать. Наша конституция не обязывает их делать это. Хотя в законодательстве ряда стран предусмотрена и такая обязанность, и соответствующая ответственность - административная или уголовная - за ее неисполнение. Но есть немало стран, где минимальный порог явки не устанавливается. Кстати, такая норма действует и у нас на выборах органов местного самоуправления. Это достаточно демократичная норма, которая, конечно же, зависит от истории страны. Но я бы не стал связывать объем демократии с явкой избирателей.

Все зависит от заинтересованности человека в том, чтобы им управляли порядочные органы власти, в которых были бы представлены порядочные люди. У тебя каждый раз есть этот выбор. Либо ты занимаешь пассивную позицию, либо идешь и голосуешь, тогда твое мнение будет учтено. Нормами избирательного законодательства установлен достаточно жесткий контроль, поэтому подделка избирательных документов исключительно маловозможна.

Практика показывает, что интерес граждан России к федеральным выборам высок. И отсутствие порога явки не скажется на легитимности избранной власти. Не надо отказывать людям в разумности с точки зрения определения будущей их жизни. Население нашей страны самым высоким образом образованное и политически активное.

Власть Работа власти Внутренняя политика Власть Работа власти Госуправление Законодательная власть Госдума Избирательное законодательство