Острая дискуссия на эту тему, вспыхнувшая вчера в ходе "Делового завтрака" в "РГ" с руководителем департамента потребительского рынка и услуг города Москвы Владимиром Ивановичем Малышковым, вылилась в неожиданное предложение. "Вы бы примерили на себя шкуру фермера и сами попробовали бы получить место на рынке! - сказали журналисты гостю. - Глядишь, совсем другая картина предстала бы, чем видится из министерского кресла!" Ни на минуту не замешкавшись, Владимир Иванович сказал: "Я готов. Попытаемся прямо сейчас - по телефону. Называйте рынок".
Владимир Малышков | Предлагаете начать с Калужской ярмарки? Давайте телефон!
"Российская газета" | Но вы только, пожалуйста, сбавьте свой генеральский тон, а то ведь торговые работники министра сразу по голосу узнают.
Малышков | Не узнают! Не сомневайтесь! (Набирает номер телефона.) Алло, я из Сергиево-Посадского района, прочитал тут в газете, что Лужков зовет фермеров торговать в Москву. А у меня тут как раз капусты накопилось, картошки немного... Да еще я барашка зарезал и поросенка килограммов на 80. Найдется местечко поторговать? Это хорошо, что найдется. А сколько платить за аренду придется? Три тысячи рублей за место? Так дорого! А скидка для фермеров есть? Это со скидкой? Да... (Положил трубку.) Я возражаю: эксперимент нечистым получается. Калужская ярмарка просто торговый павильон. Вот там и дерут такие деньги. Давайте лучше на нормальный рынок позвоним!
РГ | Согласны. Звоните, например, на Рижский рынок. Это государственное предприятие, подчиняется городу. Значит, и вам.
Малышков | Хорошо... (Звонит.) Здравствуйте! Я из Сергиево-Посадского района... Барашка зарезал... Хотел бы приехать поторговать. С местом нет проблем? Вот спасибо, милок. И цена для фермера - всего 70 рублей? А овощами, говорите, надо торговать обязательно на другом прилавке? Ну так я дочку возьму с собой. Ей придется заплатить за место полную цену - 140 рублей? На двоих значит 210. Так?
РГ | Давайте сделаем еще один, последний звонок - на частный рынок. Он-то не обязан выполнять директивы правительства Москвы!
Малышков | Пусть попробует не выполнить! Значит, звоню на Кунцевский рынок - это ОАО. (Набирает номер телефона.) В общем, я тут барашка зарезал... И у вас, значит, есть места. Какая цена? 250 рублей для обычного продавца, для фермеров 50 рублей скидки...
РГ | Подведите итог всех трех попыток, Владимир Иванович!
Малышков | А что, я доволен! Никаких особых проблем для желающих попасть на столичный рынок в ходе этого эксперимента я не встретил. На всех трех рынках предложили места. Продавец может даже выбирать их - с точки зрения цены. А слышали бы вы, какую мне подробную лекцию прочитали на каждом из рынков! Все разъяснили, чтобы несолоно хлебавши не пришлось возвращаться домой. Рассказали, что с собой нужно иметь паспорт, обязательно медкнижку и ветеринарный документ на мясо. Особенно строго инструктировали на Кунцевском рынке, и я их понимаю: ведь именно туда по осени как-то привезли мясо из Белгородской области, зараженное сибирской язвой. В области оно уже было проверено и имело все необходимые документы, но администрация рынка тем не менее потребовала сделать анализ в своей ветлаборатории. Лишь благодаря этому страшную заразу своевременно обнаружили и приняли необходимые меры.
РГ | Москва первой в стране отреагировала на призыв президента РФ навести порядок на рынках, объявив о своем намерении избавиться от перекупщиков и дать дорогу сельхозпроизводителям. Удается?
Малышков | В столице 26 сельхозрынков, среди них 7 ГУПов, 5 открытых акционерных обществ со стопроцентной долей города. В общей сложности на них распоряжением мэра зарезервировано для фермеров 1537 торговых мест. А торгуют производители пока только на 812. Хотя в адрес всех губернаторов Центрального федерального округа были разосланы письма с просьбой оказать содействие в привлечении крестьян на московские рынки.
РГ | Так почему же не спешат они в столицу?
Малышков | А обязательно ли производителям самим вставать на прилавок? Осенью им надо заложить урожай на хранение, позаботиться о семенах, весной придет пора пахать и сеять, летом - растить его... Раньше были заготконторы, которые заготавливали продукцию и для крестьян по выгодной цене, и себе не в убыток. Где они сейчас?
РГ | В Госдуме на днях внесен пакет законопроектов, касающихся рынков. Как, по-вашему, нужен федеральный закон, регулирующий их работу?
Малышков | Принимать закон о рынках все равно что лечить на лице один прыщ, когда все тело язвами покрыто. Нужен основной закон о торговле, какой имеют все цивилизованные страны. В Англии, например, закон о торговле состоит из 900 страниц! А мы живем вообще без правил. Закон россиянам заменяют около 600 разных подзаконных актов, которые никто в жизни не читал.
Полный отчет
о "Деловом завтраке" с Владимиром Малышковым будет опубликован в одном из ближайших номеров.