Реклама закрыла московские окна

"Я живу в центре Москвы, наш дом недавно начали ремонтировать, чему все жильцы были несказанно рады. Если бы не одна деталь: во время ремонта всю стену дома "запеленали" наружной рекламой с изображением одного из мировых автомобильных брендов. В квартирах от такой рекламной занавески стало темно - света белого в прямом смысле не видно. Вот только нашего мнения на этот счет никто даже не спросил. Не говоря уже о какой-либо компенсации. При том что неизвестно, когда же наконец снимут с нашего дома это рекламное полотно, за размещение которого ни я, ни другие жильцы нашего дома не получили ни копейки. Подскажите, имеют ли право рекламодатели вешать рекламу на жилые дома без согласия жителей, и если могут, то на каких законных основаниях".

Андрей М.

Этот рекламный занавес - отнюдь не частный случай из жизни одного московского дома. В одном только центре столицы сегодня в буквальном смысле завуалированы рекламой свыше 200 зданий. На особенности "домашней" заборной кампании "Российская газета" уже обращала внимание в материале от 20 сентября 2006 года "Реклама - двигатель... рекламы".

Сейчас в Центральном округе Москвы ремонтируют, реконструируют одновременно более двухсот фасадов, в том числе и жилых зданий. И все бы ничего: но если рекламную паузу по телевизору можно выключить, то сбежать из родного дома на время, пока на нем висит такой коммерческий занавес, согласитесь, практически невозможно. Вот и получается, что многие москвичи становятся буквально заложниками "коммерческого искусства": живут больше года под тенью "двигателя торговли", который заслоняет им свет из окон по полгода и больше. Неудивительно, что в редакцию "Российской газеты" в последнее время поступает немало писем и звонков от москвичей, которых удивляет, отчего на центральных улицах фасады многих зданий сверху донизу закрыты рекламными простынями: неужели щитов не хватает?

Впрочем, не угодил такой занавес не только тем, кому "повезло" жить под сенью известного бренда бескорыстно. К примеру, исследователи, которые именуют свой род деятельности "видеоэкологией", пришли к выводу, что общее визуальное впечатление от столицы может повлечь серьезные заболевания и является причиной постоянного дискомфорта москвичей. Считают ли такие замечания справедливыми те, кому заботиться об облике Москвы полагается по долгу службы: художники, рекламисты, депутаты? Этот вопрос мы адресовали экспертам в области наружной рекламы. Тем более как нельзя кстати на этой неделе в Москве проходит VII межрегиональная конференция "Городская реклама: проблемы и перспективы", куда съехались более 100 представителей рекламного рынка со всей России. В центре внимания рекламистов среди прочих тем оказался и "наш" вопрос - влияние наружной рекламы и праздничного оформления на архитектурный облик города.

Игорь Воскресенский,
ГЛАВНЫЙ ХУДОЖНИК МОСКВЫ:

- Скажу откровенно: меня как художника да и как жителя Москвы наружная реклама удручает. Особенно рекламные перетяжки, на мой взгляд, не просто безвкусица, а большое зло для столицы: они заслоняют перспективы улиц, так что облик Москвы полностью меняется. И, увы, не в лучшую сторону. Тем не менее московские архитекторы и художники не могут по собственному желанию взять и в одночасье запретить все, что, по их мнению, не вписывается в их представление о том, как должна выглядеть Москва. Во-первых, правила на этот счет диктует Федеральный закон "О рекламе", а не отдельные пожелания и рекомендации Москомархитектуры. Во-вторых, столица все-таки деловой центр притяжения инвестиций, она не может обходиться без наружной рекламы. Но, с другой-то стороны, нельзя не заметить, что власти города все же прислушиваются к нам, художникам, и влияют на ситуацию: очищают город от засилья откровенной пошлости. Только в этом году из центра убрали более 40 процентов громоздких рекламных конструкций, большинство из которых уродовали облик столицы. Важно, что новых монстров на их месте не появится да и дизайн новых рекламных щитов будет гораздо более удачно гармонировать с городским пейзажем: первые образцы новых рекламных конструкций можно увидеть вблизи станции метро "Арбатская", они на порядок компактнее своих предшественников и выполнены из новых высокотехнологичных материалов с зеркальным покрытием. В будущем году внутри Садового кольца вообще не останется громоздких уродливых рекламных носителей. Другая история с рекламными сетками на фасадах зданий. Они должны висеть на стене лишь временно, пока здание находится на реконструкции или ремонтируется. Но, увы, именно на временщиков столичным властям влиять гораздо сложнее, чем на арендаторов других рекламных мест, тех же щитов. Объясню почему: юридически владелец здания волен сам решать, что ему вешать на своей стене - он же хозяин. В том случае, когда здание находится в собственности Москвы, Москомархитектура может влиять на арендатора: к примеру, если фасад является памятником архитектуры, то художественный совет при правительстве Москвы требует, чтобы на рекламном занавесе был изображен фасад здания после реконструкции, а не бренд величиной с дом. Дабы не уродовать исторический облик и не выбиваться на общем фоне аляповатым пятном, мы предлагаем рекламной фирме ограничиться небольшим знаком бренда компании в углу такой сетки. Многие рекламодатели идут на такой взаимовыгодный цивилизованный компромисс. Такую практику мы могли бы возвести в степень общего правила для всех арендаторов исторических фасадов, если бы сегодня не было альтернативы в виде зданий федеральной собственности. На таких фасадах в центре города как раз годами и висят неприглядные рекламные сетки. Тут мы бессильны снять занавес: арендаторы не подчинятся решению художественного совета при правительстве Москвы. Что же касается жилых домов, которые в последнее время также стали площадкой для "двигателя торговли", то это временное явление. Дело в том, что в будущем году Москве исполняется 860 лет. К этой круглой дате префекту Центрального округа мэр дал распоряжение отремонтировать все фасады зданий в центре. Видимо, чтобы уложиться в сроки и найти деньги на массовый ремонт, для этих целей на фасады, которые нуждаются в обновлении, установили рекламные сетки. Правда, снимать их в любом случае должны не позже срока, указанного в договоре с организацией, которая проводит ремонтные работы. И жители имеют полное право увидеть этот договор и дату окончания капремонта.

Владимир Макаров,
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА РЕКЛАМЫ, ИНФОРМАЦИИ И ОФОРМЛЕНИЯ МОСКВЫ:

- Ни одна рекламная сетка на жилом доме в Москве не висит без согласования с Москомархитектурой, а раз так, то, значит, и не нарушает эстетические каноны.

Если жителям по каким-то причинам не нравится эта сетка и они хотят ее снять, то они могут по Жилищному кодексу организовать ТСЖ, взять дом в свои руки, фактически на свой баланс и диктовать, что и на каких условиях вешать им на стену. Правда, и сейчас, пока дома находятся на балансе ДЕЗов, никто не отменял четко оговоренных сроков в договоре аренды рекламной площади: если по документам сетка должна висеть три месяца, а висит полгода - это явный повод для расследования административно-технической инспекции (прим. редакции - такая есть в каждой управе).

По словам Макарова, если факт нарушения сроков подтверждается, то рекламная фирма, подписавшая договор о размещении рекламной сетки, рискует навсегда стать аутсайдером рекламного рынка.

- Комитет рекламы в этом случае проводит комплексную проверку и следит за тем, чтобы такие забывчивые операторы наружной рекламы в будущем вообще не получали никакого рекламного места, - подчеркивает Макаров. - Сегодня у нас на рассмотрении находятся три таких дела, правда, беспокоит тот факт, что штрафы за незаконное размещение рекламы слишком малы - всего до двух тысяч рублей. Для рекламистов это насмешка: поэтому наш комитет обратился к депутатам с просьбой увеличить штрафные санкции для нарушителей рекламного рынка. Эту идею депутаты разделяют, равно как и я поддерживаю новый законопроект московских депутатов, суть которого - установить правовую основу для художественного оформления столицы, в частности, фасадов зданий.

Михаил Москвин-Тарханов,
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИССИИ МОСГОРДУМЫ ПО ПЕРСПЕКТИВНОМУ РАЗВИТИЮ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ МОСГОРДУМЫ:

- По образу и подобию Москва сегодня напоминает портовый город: пропало стилевое единство улиц, нет общей узнаваемой архитектурной картины. При этом фактически повлиять на рекламный бизнес и указывать ему на место власти по закону не могут: все, что подпадает под термин "реклама", координируется на федеральном уровне, в том числе и правовая база для городских правил размещения наружной рекламы, которые действуют в Москве. Зато художественное оформление города по закону - как раз сфера влияния местных органов власти. Вот почему именно через эту сферу можно сбалансировать интересы бизнеса и москвичей, которые хотят видеть красивые здания, а не растяжки и рекламные сетки. Эстетическая выразительность фасадов и есть камень преткновения между городскими властями и арендаторами "наружки". На первом этапе я предложил всего-навсего ввести классификацию фасадов зданий, подразделить их на группы: особо ценные, ценные и прочие. В таком контексте можно, не запрещая рекламу как таковую, не позволять загораживать рекламными конструкциями исторические фасады. Это выход из положения. В новом московском законе также необходимо прописать, что уникальные и особо ценные фасады должны быть полностью сохранены и визуально доступны в своей изначальной архитектурной подлинности, а перечень таких фасадов, мне кажется, должно утвердить правительство Москвы.

Надежда Головкова,
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ МОСКОВСКОГО ОБЩЕСТВА ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ:

- К нам, юристам, обиженные жители домов, завешанных рекламой, пока что не обращались. Пока дом находится на балансе городских властей, запретить им делать ремонт за счет рекламодателя проблематично. Можно, конечно, на общем собрании поставить вопрос ребром: что лучше - ремонт за счет жителей или за счет рекламного арендатора? В этом случае желающих бороться с такой сеткой поубавится. Недовольным таким соседством я посоветовала бы обратиться в первую очередь в санэпиднадзор: если, конечно, очевидно, что такая рекламная сетка заметно ограничила доступ света и кислорода в квартиры. Определить, так ли это на самом деле, экспертам, поверьте, не составит труда. Заключение, подтверждающее, что нормативы освещенности жилого помещения нарушены, серьезный аргумент для того, чтобы снять рекламную сетку, даже если она не "просроченная", иными словами, не истек срок рекламной аренды.