Татарстан и Россия разграничат полномочия

Этого события в Казани ждали очень давно. Осенью 2004 года была создана двусторонняя рабочая группа. Над текстом документа она работала больше года, разработчики рассмотрели более десяти вариантов. В октябре 2005 года новую редакцию договора большинством голосов одобрил Государственный совет Татарстана. В марте 2006 года проект был направлен главе государства. Документ получил положительные отзывы администрации президента РФ, правительства и Генпрокуратуры России.

Отношение к этому документу в республике всегда было трепетным. Оно не изменилось и после того, как в 2000 году Конституционный суд РФ обязал субъекты Федерации исключить из основополагающих документов любые упоминания о суверенитете, поскольку его единственным носителем на территории страны является многонациональный народ.

- В 1992 году в Татарстане прошел референдум, на котором народ проголосовал за договорные отношения между республикой и федеральным центром, - говорит председатель парламентского комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Марат Галеев. - Возможность разграничений полномочий предусмотрена и Основным Законом России.

Спикер Госсовета РТ Фарид Мухаметшин также неоднократно подчеркивал, что для республики важно не только внутреннее содержание договора, но и сам факт, что взаимоотношения с регионами строятся на основе Конституции России.

Между тем, представляя новый договор на сессии Госсовета РТ, президент Татарстана Минтимер Шаймиев не исключил, что этот момент может вызвать бурные дискуссии в Госдуме РФ. В частности, преамбула, в которой идет речь о том, что действующий договор 1994 года был подписан исходя из волеизъявления народа на основе упомянутого референдума. Есть и другие "острые углы". Прежде всего это положение о двух государственных языках в Татарстане - русском и татарском. Ведь согласно этому документу для кандидатур, претендующих на пост главы республики, будет установлено дополнительное требование, предусматривающее владение обоими языками.

В новом тексте оговаривается также, что Татарстан может по согласованию с правительством РФ оказывать государственную поддержку и содействие соотечественникам в сохранении самобытности, развитии национальной культуры и языка. Проект предполагает, что все вопросы, связанные с экономическими, культурными и иными особенностями республики, Россия и Татарстан будут решать совместно на основе соглашений, которые предстоит подписать правительству РФ и кабинету министров РТ.

В документе также предусматривается, что органы власти Татарстана должны иметь соответствующее представительство при президенте России. При этом документ не сулит Татарстану никаких финансовых преференций.

 мнение 

Валерий Хомяков,
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР СОВЕТА ПО НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ:

- В самом факте договора между субъектом Федерации и федеральным центром ничего по сути нового нет. В свое время их заключали с Москвой многие регионы. Что же касается Татарстана, то по многим параметрам долгое время эта республика находилась на особом положении. Причины известны. В начале 90-х - во времена пресловутого "парада суверенитетов" - политическая жизнь в Татарстане была крайне бурной, и Москве совершенно не улыбалась перспектива получить "вторую Чечню" в самом центре страны.

Сегодня мы живем по принципам конституционной федерации. Напомню, что федерации вообще бывают трех типов - договорная, договорная и конституционная и, наконец, такая, как сейчас в России: все регионы согласны с положениями Основного Закона, принятого путем всенародного референдума. В этих условиях особенной необходимости в отдельных договорах с субъектами Федерации нет. На мой взгляд, в данном случае мы имеем дело скорее с политикой. А еще точнее, с началом предвыборного цикла 2007-2008 годов. Это подтверждает и тот факт, что договор не дает Татарстану финансовых и прочих экономических преференций по сравнению с остальными субъектами РФ.

Зато не секрет, что многие региональные лидеры имеют возможность серьезно влиять на результаты голосования: кто-то - за счет собственной популярности, кто-то - с использованием административного ресурса. Центр это прекрасно осознает. По-видимому, Москва сейчас дает возможность некоторым региональным элитам поднять свой авторитет в глазах населения, показать, что с их интересами всерьез считаются в Кремле, и рассчитывает на ответные шаги в будущем. Понятно, что подписание подобного договора может вызвать недовольство у руководителей других крупных и значимых для страны регионов (например, Красноярского края, Москвы, Санкт-Петербурга и др.). Однако вряд ли можно говорить о начале нового "парада суверенитетов" - не та ситуация, не те руководители регионов, если сравнивать с ситуацией 10-15-летней давности. Я не вижу серьезных финансовых, экономических и политических интересов региональных элит, которые могли бы сейчас запустить подобные процессы. Безусловно, "торг" областей, краев и республик с Москвой накануне выборов происходить будет. Однако в резкие формы он, скорее всего, не выльется.