Результаты этого мониторинга, по замыслу экономистов, должны были показать, насколько успешно в столице реализуется федеральная административная реформа, одна из главных целей которой повысить качество и доступность государственных услуг. Чтобы выяснить, как работают государственные оформители, эксперты выбрали для анализа четыре наиболее проблемные сферы: миграционные службы, где выдают паспорта и документы на въезд гастарбайтерам, отделы департамента жилищного фонда, где оформляют права на недвижимость, и учреждения, оказывающие оформительские услуги для получения социальной поддержки.
Как выяснилось, ни одну из этих государственных услуг "первой необходимости" люди не могут получить без проволочек.
На этот факт прямо указывают и данные проверки на местах сотрудников Института сравнительных исследований трудовых отношений. Итак, минимальный срок получения полного пакета разрешительной документации на привлечение иностранных рабочих в среднем составляет 103 дня. Загранпаспорт гражданину РФ оформляют в среднем за 30 дней, но в трети случаях на оформление этого документа уходит 150 дней. Чтобы получить справку на выплату пособия по безработице, потребуется 5 дней.
Очереди, традиционная примета для получателя государственных услуг, по данным мониторинга, и не думают исчезать. Даже после того, как был введен режим "одного окна" в учреждениях государственной социальной защиты, льготникам в среднем приходится отстоять около двух часов только для того, чтобы отдать заявление с просьбой оказать ту или иную положенную по закону услугу. А в органах Федеральной миграционной службы нужно отстоять времени даже в шесть раз больше, чтобы сдать все положенные документы. Более половины опрошенных в ходе исследования были вынуждены приходить на оформление документов повторно: причем только потому, что они из-за огромной очереди не сумели сделать это в первый день обращения.
Исследователи института экономики акцентируют внимание на одной важной детали: частные посредники, которые держат в живой очереди "место" для "своих людей", фактически не влияют на срок прохождения документов в госучреждениях. Они всего лишь избавляют просителей от необходимости общаться с чиновниками и утомительного ожидания в очередях.
В этой связи эксперты предложили представителям минэкономразвития оригинальную идею: разработать и включить в действующий административный регламент альтернативные варианты стандартов предоставления услуг эконом-класс и бизнес-класс. Как считает Анастасия Александрова, директор направления "Социальная политика" фонда "Институт экономики города", такая практика была бы экономически оправданной, так как получатели госуслуг готовы платить за своевременное решение своих оформительских проблем. По данным института, люди готовы вполне официально выложить в среднем 500 рублей, лишь бы паспортистки взяли на себя сбор документов и ускорили процесс оформления того же паспорта.
Экономические предпосылки для перехода к такому бизнес-формату исследователи увидели в расчетах за услуги неофициальных посредников. Так, за получение различного рода документов в более короткие сроки, чем обычно, сегодня в среднем берут 13 тысяч рублей. Максимальная же сумма сбора составляет 55 тысяч рублей.
Однако никто из экономистов не смог внятно объяснить, кто и как по закону должен отслеживать соблюдение сроков за предоставление госуслуги в новом формате бизнес-класса. В любом случае, как стало известно корреспонденту "РГ", эти данные исследования станут серьезным аргументом при корректировке административного регламента для исполнительной власти. "Разработку и внедрение новых стандартов государственных услуг Герман Греф назвал приоритетными, - напомнил при подведении итогов данного исследования Максим Паршин, начальник отдела экономических основ реформирования государственной службы и антикоррупционной политики Минэкономразвития России.- Поэтому основной показатель успешности административной реформы - то, насколько гражданам легко получить эту услугу, и нужна ли она им вообще в той форме, в которой она сегодня предоставляется.