14.11.2006 00:00
    Поделиться

    Квартиры в доме для афганцев продали еще на этапе строительства

    Круговая оборона

    Два года Рамзит Шамсутдинов отстаивает свои права на  квадратные метры. Он стоял в очереди нуждающихся на  улучшение жилищных условий ветеранов с 1993 года и только через 13 лет въехал в новую квартиру. Думал, что судьбоносный вопрос решил навсегда, но через четыре месяца в дверь постучались неизвестные люди и сказали, что купили эту квартиру по договору долевого строительства. Суд признал право собственности на жилье добросовестных покупателей, и теперь Шамсутдинов подлежит выселению. К нему уже трижды приходили судебные приставы с исполнительным листом. В последний раз они были настроены весьма решительно, но отсрочили силовое исполнение решения суда, так как "афганец" попал в больницу с нервным срывом.

    В очереди на выселение и Константин Арефьев. Он служил в отдельном разведывательном батальоне старшим радиотелеграфистом-разведчиком. В ходе боя получил три пулевых ранения, перелом позвоночника и сейчас является инвалидом, но, несмотря на физический недуг, не сломался и смог адаптироваться к современной жизни. Сегодня Константин Арефьев работает врачом-эндоскопистом. В квартиру он въехал  в 2004 году и только спустя год узнал, что на эту жилплощадь претендует другой человек.
    В такой же ситуации находятся еще восемь семей "афганцев". Мужчины держат оборону, поскольку прекрасно осознают: как только из дома выгонят семью одного из них, на следующий день приставы придут выселять остальных. Поэтому решительно настроены отстоять свои квартиры.

    Спорный дом - единственный в Башкортостане, который строился специально для "афганцев". Его возведение началось в 1991 году на бюджетные деньги, выделенные по программе господдержки ветеранов локальных конфликтов. В ходе строительства бюджетных средств оказалось недостаточно и возникла необходимость привлечь инвестиции. Для этого часть квартир, которые предполагали отдать ветеранам Афганистана, продали во время строительства. В результате доля государственного финансирования в общей стоимости дома составила 45 процентов (около 20 миллионов рублей), а из 24 квартир ветераны получили только девять. Тринадцать квартир были выделены турецкой строительной фирме в счет оплаты выполненных работ.

    И нашим и вашим

    В настоящее время предприятие-заказчик строительства ООО "Молодежный жилищный кооператив "Афганец" находится в стадии банкротства, а его единственный учредитель Ильгиз Ишамчурин вскоре сядет на скамью подсудимых. Ему предъявлено обвинение в мошенничестве (статья 159 УК РФ) за двойные продажи квартир путем сложных махинаций. Уголовное дело, составившее 15 томов, передано в прокуратуру для утверждения обвинительного заключения. Затем оно будет направлено в суд. Сам Ишамчурин сейчас знакомится с материалами дела. Ему грозит до 10 лет лишения свободы, девять месяцев он уже провел в уфимском СИЗО.

    Из 20 человек, включенных в заветный список, сохранили право на квартиры три-четыре "афганца", но они жилье не получили

    Обвинению предстоит доказать, что Ишамчурин выделил очередникам, в том числе ветеранам-"афганцам", квартиры, которые уже были проданы турецкой фирме. В 2001 году ее директор был депортирован в Турцию за нарушение паспортно-визового режима. После чего Ишамчурин начал выделять и продавать "турецкие" квартиры по второму разу. Таким образом, на каждую из них теперь претендуют по два-три хозяина. Причем в сложной ситуации оказались не только семьи "афганцев", но и законопослушные покупатели, многие из которых выложили за квадратные метры последние деньги. Как выяснилось теперь, средства от продажи квартир на расчетный счет фирмы не поступали, и где они сейчас, знает только Ишамчурин. Сам он, кстати, приобрел в новом доме двухъярусную квартиру, оформив на нее документы в 2002 году, правда, задним числом. То есть приобрел жилье по ценам 2000 года. Никакой вины за собой он не признает. По самым приблизительным оценкам, за три года бывший учредитель "Афганца" продал квартир на сумму около 20 миллионов рублей.

    - Жилье  у турецкой фирмы купили люди с положением, с ними "афганцы" не справятся, - говорит адвокат одного из приобретателей Лилия Хасанова. - Я считаю, что здесь должно быть политическое решение проблемы, а не юридическое.

    Но политического решения не было и, скорее всего, не будет, несмотря на то, что "афганцы" писали письма во все органы власти. По словам Азата Идиатуллина, заместителя председателя республиканской организации инвалидов боевых действий в Афганистане, все ответы из госструктур сводятся к тому, что необходимо решать вопросы по каждой спорной квартире в частном порядке, через суд.

    - Мы предлагаем создать рабочую группу, в которую вошли бы ветераны войны в Афганистане, инвесторы, вложившие деньги в строительство, и другие заинтересованные стороны, - говорит Идиатуллин. - Надо сесть за стол переговоров и найти выход из сложившейся ситуации. Ведь тяжба может тянуться годами.

    С черного хода

    Между тем, склоки при дележе квартир в злополучном доме между самими "афганцами" и их общественными организациями начались гораздо раньше. Как выяснилось, квартиры в нем заняли люди, мягко говоря, не самые нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Ко времени сдачи дома из 20 человек, включенных в заветный список, действительно сохранили это право три-четыре человека, но никто из них в новые квартиры не въехал. Большинство из тех, кого сейчас выселяют судебные приставы, не стояли в очередях муниципалитетов на получение жилья или занимали в них далеко не первые позиции. К примеру, Арефьев был только 71-м нуждающимся в улучшении жилья в Кировском районе Уфы, "афганцы", стоявшие перед ним, квартиры не получили.  В Октябрьском районе города один из них ждет свою квартиру с 1985 года - ему даже  не предлагали вселиться в этот дом.

      Ишамчурин лично распределял квартиры между своих друзей.  В среде ветеранов  Афганистана бытует мнение, что вселившиеся в спорные квартиры знали о двойных продажах. Соответствует это действительности или нет, предстоит выяснить компетентным органам.

    Но факт остается фактом, Ишамчурин дискредитировал все общественное движение воинов-интернационалистов в республике, в том числе и перед госструктурами. Теперь  если представители общественных организаций "афганцев" приходят  в исполнительные  структуры, то перед ними сразу закрываются все двери  со словами: "Были у нас уже одни "афганцы", довольно". 

    Во многих регионах воины-интернационалисты  стоят друг за друга горой. Если бы так было и в Башкортостане, давно бы уже сдали не один дом для ветеранов, а четыре. Ведь изначально были выделены еще три строительных площадки под целевую застройку. Таким образом, свои жилищные проблемы решили бы как минимум 150 семей воинов-интернационалистов.

    Комментарии

    Эдуард Надршин, конкурсный управляющий:

    - Наша задача на сегодня - благополучно ликвидировать ООО "МЖК "Афганец" и вернуть его  долги. На балансе предприятия находятся квартиры, которые реализованы Ишамчуриным с грубыми нарушениями. Мы вернем их через суд и распределим среди нуждающихся воинов-"афганцев". Кстати, Кировский суд Уфы уже вынес решение о выселении жильцов из двух квартир, и я не понимаю, почему оно до сих пор не исполнено. В суде эти люди не смогли доказать свою правоту, а теперь активно протестуют против законного решения.

    Дмитрий Купцов, депутат Госсобрания - Курултая РБ, участник войны в Афганистане:

    - Пора отходить от стереотипного мышления о том, что Родина должна нам, а не мы ей. В Башкортостане более 10 тысяч ветеранов-"афганцев". Участие в афганской войне - всего лишь страница в биографии. И не нужно всю жизнь спекулировать на афганской теме и делать ее разменной монетой при каждом удобном случае. Ведь прошло уже много лет, за это время можно было состояться и в гражданской жизни. Тем более имея боевую  закалку.

    Справка "РГ"
    По данным за 2005 год только в Уфе проживает порядка 600 ветеранов войны в Афганистане, нуждающиxся
    в улучшении жилищных условий. Некоторые из них стоят в очереди на получение квартиры 20 и более лет. Есть среди них и многодетные семьи. К примеру, Сергей Шалупов в Кировском районе Уфы проживает на площади 25 квадратных метров с женой и шестью детьми.

    Поделиться