Городская жизнь в Березниках (Пермский край), где в октябре случилась авария на калийной шахте, вернулась в привычное русло. Заседания городского оперативного штаба, созданного при краевой комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, теперь проходят один раз в день вместо двух. Оно и понятно: количество вопросов, требующих контроля со стороны властей, сократилось до минимума. Главные из них - строительство железной дороги и газопровода в обход места аварии - близки к своему решению.
19 октября в руднике первого рудоуправления компании "Уралкалий", где добывалась калийная руда - сырье для производства минеральных удобрений, - стала прибывать вода, насыщенная солями месторождения. Попытки "Уралкалия" откачать рассолы и возобновить работу рудника не увенчались успехом. Приток рассолов увеличивался, и 28 октября компания приняла решение поднять на поверхность людей, обслуживавших насосное оборудование.
В Березниках ни для кого не секрет, что шахтное поле первого рудника простирается практически под всей территорией города. Поскольку точной информации в первые часы после аварии не было ни у кого, по городу поползли слухи - иногда самые фантастические и нелепые. Доморощенные "аналитики" предсказывали, что в результате затопления рудника город провалится под землю.
К изучению ситуации были привлечены ученые-геологи из ведущих российских научных центров. "Происходит одна из ситуаций, которые периодически возникают на калийных рудниках всего мира, - считает директор Горного института Уральского отделения РАН Аркадий Красноштейн. - Это разрушение водозащитной толщи, которая защищает рудник от проникновения вышележащих минерализованных и неминерализованных вод, и тем самым приводит по существу к гибели рудника". По данным ученого, сегодня в мире затоплено более 80 соляных и калийных рудников. Ни один рудник при такой аварии спасти не удалось.
Сразу после аварии в Березники прилетел губернатор Пермского края Олег Чиркунов. Он лично спустился в аварийную шахту, встретился с руководителями города, специалистами "Уралкалия", учеными. "Понятно, что любые пустоты, которые находятся под городом, не являются позитивными. Тем более, когда в них попадает вода, - заявил он, вникнув в ситуацию. - Но те прогнозы, которые сегодня дают ученые, не говорят о рисках критических. Мы сделаем еще сотни исследований, чтобы убедиться, что городу и конкретным домам ничего не угрожает".
Ситуация, создавшаяся в связи с аварией, была рассмотрена на заседании комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Пермского края. Решением комиссии был создан городской оперативный штаб, который по поручению губернатора края возглавил глава Березников Андрей Мотовилов.
С самого начала своей деятельности городской штаб стал подробно информировать горожан о всех событиях, связанных с ситуацией. Березниковцам еще раз напомнили, что под территорией городской застройки не осталось шахтных пустот. Их начали закладывать еще в 70-х годах, а с 2002 года после принятия областной программы "Обеспечение безопасности жизнедеятельности города Березники" закладка велась особенно интенсивно. В течение последних четырех лет в подземные выработки было заложено более 23 миллионов тонн отходов калийного производства - каменной соли и глины.
"Угрозы для жизни людей и жизнедеятельности города не существует, - убежден глава города Андрей Мотовилов. - Возможные места проседания земной поверхности всегда просчитываются. На сегодняшний день это место находится между промышленной площадкой первого рудоуправления и солеотвалами. Соответственно в районе жилой застройки ничего такого происходить не будет".
Жилых строений в зоне возможного проседания поверхности нет, но по ней проходят два объекта жизнеобеспечения - железная дорога Пермь - Соликамск и газопровод, снабжающий газом местную ТЭЦ. Был организован мониторинг состояния железнодорожного полотна и инженерных сооружений. Пока никаких отклонений от нормы приборы не фиксируют. Но чтобы полностью обезопасить город, оперативный штаб совместно со Свердловской железной дорогой решил прекратить пассажирские перевозки по этому участку. Конечной станцией поездов дальнего следования и электричек стала станция Березники - Сортировочная, с которой тут же было налажено автобусное сообщение. На ТЭЦ созданы резервные запасы жидкого топлива. На прошлой неделе началась прокладка газопровода в обход опасного участка. Ожидается, что со дня на день он будет пущен в эксплуатацию. Завершаются проектные и подготовительные работы по прокладке обводных железнодорожных путей.
Причины аварии выясняет государственная техническая комиссия, созданная приказом главы Ростехнадзора Константина Пуликовского. В нее вошли представители федеральных и краевых властей, ученые-геологи и специалисты "Уралкалия". По предварительным данным, как было заявлено на заседании краевой комиссии по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, авария была вызвана особенностями геологического строения одного из участков рудника, которые не были учтены при его разработке в 1960 годах.