США готовы подписать с нами нечто по поводу ВТО

Новость озвучил сам г-н Греф, хотя "лед тронулся" вовсе не в Китае, где в тот момент находился министр, а в Брюсселе. Именно там руководитель департамента минэкономразвития Максим Медведков к полудню пятницы завершил тяжелейшие переговоры с американской стороной. Вот что сообщил министр: с США достигнута "принципиальная договоренность"; она "носит сбалансированный характер"; документ подпишут сам г-н Греф и торгпред США Сюзан Шваб; Грузия и Молдавия могут помешать, но лишь "теоретически" (напомним, что эти страны отозвали свои подписи под протоколом о присоединении России к ВТО).

На каких условиях собственно договорились - об этом можно прочитать в пресс-релизе министерства, вывешенном на сайте этого ведомства. Там, например, сказано, что соглашение "предусматривает формирование справедливых и предсказуемых условий торговли товарами и услугами... будет охватывать... такие области, как сельское хозяйство, промышленная и сельскохозяйственная техника, информационные технологии, авиастроение, фармацевтическая и химическая продукция, автомобилестроение, финансовые, телекоммуникационные, дистрибьюторские, аудиовизуальные" услуги и т. д. Впрочем, бросается в глаза, что текст пресс-релиза был заготовлен очень давно, еще до завершения переговоров в Брюсселе, и просто ждал своего часа: так, авторы пресс-релиза не знали точно, когда состоится саммит АТЭС, указав дату этого события как "вторая половина ноября". Так что можно констатировать: цену согласия США мы не знаем. За минувшие дни министерство не выдало на этот счет никаких дополнительных комментариев. Причина стандартная: все засекречено до момента присоединения.

На фоне нечаянной радости как-то забылось, что соглашение с Россией предстоит ратифицировать конгрессу США, в котором президент Буш растерял все свое влияние. Начиная с утра пятницы ряд видных российских американистов заявляли: конгресс не ратифицирует. В этой связи бросается в глаза, что протокол будут подписывать не президенты, как это предполагалось, а министры торговли, хотя у президентов есть физическая возможность сделать это на том же саммите АТЭС. Наблюдатели предполагают: президент США после поражения в конгрессе мог подписать что угодно, зная, документ не будет иметь реальных последствий, зато ему лично даст какие-никакие политические очки. Но очки очками, а самих президентов благоразумно решили вывести из неловкого положения.

И последнее - это Грузия и Молдавия. Не вдаваясь в детали, г-н Греф объявил о снятии Грузией эмбарго на двусторонние переговоры, о том, что "решен вопрос с Молдавией", подписано соглашение с Коста-Рикой, и осталась Шри-Ланка. В самом минэкономразвития, где царит ликование, о Грузии не хотели и слышать. Уверенность, что "на нее с Молдавией надавят другие члены ВТО", разделили и некоторые эксперты. Но не стоит забывать два фактора: обострение отношений с Грузией, в том числе по референдуму в Южной Осетии, и "виртуальный" характер самого российско-американского документа - давить можно, было бы ради чего.

Самое неприятное в этой истории - конечно же, утаивание последствий новых договоренностей для российской экономики. Кого "сдали" на этот раз (напомним, что на первом подходе к американской штанге, в июле, Россия сдала своих страховщиков)? Но, похоже, для переговорщиков важнее другое. Снова вчитаемся в пресс-релиз: он начинается с того, что президенты России и США поручили переговорщикам договориться к ноябрю, переговорщики договорились. Ругать ведомство г-на Грефа не за что. Остальное - детали.