Новости

15.11.2006 04:00
Рубрика: Власть

Неприятный элемент

Муниципалитеты получили защиту от губернаторов

Вчера в Москве начал работу конгресс местных и региональных властей Совета Европы. Как ожидается, разговор российских и европейских чиновников будет непростым. Эксперты Совета Европы высказали резкое неприятие поправки в закон о местном самоуправлении, рассматриваемой сейчас Госдумой.

Напомним, что несколько депутатов от "Единой России" предложили внести изменения в Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", дающее региональным властям право самим решать, будет ли местное самоуправление в столичных городах действовать на общегородском уровне или только на внутригородском. Принятие этих поправок в итоге может привести к массовым увольнениям мэров региональных столиц. Если власти того или иного региона (а фактически лично губернатор) сочтут, что местное самоуправление в региональной столице должно работать на внутригородском уровне, то избранные населением руководители останутся лишь в районных администрациях, а вот властные полномочия на общегородском уровне будет осуществлять губернаторский назначенец. То есть в этом случае произойдет замена избранного при помощи всеобщего голосования граждан мэра на чиновника, делегированного областной властью.

Внутри российской политической элиты, кстати, нет единого мнения относительно этих поправок: вчера они стали предметом довольно эмоциональной дискуссии между помощником главы государства Игорем Шуваловым, который в администрации президента курирует муниципальную реформу, и губернатором Алтайского края Александром Карлиным. Шувалов решил при помощи селекторной связи обсудить с кем-нибудь из губернаторов ход муниципальной реформы. Помощник президента спросил главу администрации Алтайского края о целесообразности принятия нашумевших поправок. Александр Карлин назвал эти поправки "вполне разумной инициативой". По словам Карлина, если ему законодательством будет предоставлена возможность инициировать вопрос о переводе самоуправления в региональной столице с общегородского на внутригородской уровень, то он ею, скорее всего, воспользуется. Ответ Александра Карлина, под которым наверняка могло бы подписаться большинство российских губернаторов, явно обескуражил Игоря Шувалова.

- Но вы же понимаете, что в таком случае граждане, проживающие в больших городах, будут частично лишены законных прав на избрание руководства в своем городе? - спросил у губернатора помощник президента.

- Мы постараемся никого из избирателей ни в чем не ограничивать. Мы постараемся перераспределить полномочия так, чтобы они эффективно работали. Будем все делать очень осторожно, - туманно ответил губернатор.

Помощник президента поинтересовался у губернатора, не захотят ли главы региональных администраций поставить своих назначенцев не только в столичных, но и в маленьких городах. Глава Алтайского края на это еще более расплывчато высказался, что региональные власти видят "огромные отличия" между столичными центрами и небольшими городами: "Эти отличия заключаются хотя бы в том, что в столицах сосредоточены все финансовые и другие ресурсы".

Помощник президента решил ясно изложить собственную позицию по поводу реформы МСУ. Он заявил, что появление упомянутых поправок в Закон об общих принципах местного самоуправления он расценивает как "попытку свернуть в нашей стране муниципальную реформу". "Власть должна быть сбалансирована с таким неприятным элементом, как муниципалитеты. Система управления страной не может быть отстроена четко сверху вниз и как по команде работать. Такая система всегда оказывается неэффективной. Поэтому хочу сказать губернаторам, что если такие поправки в Закон о местном самоуправлении все же окажутся приняты, то региональные руководители должны будут десять раз подумать, прежде чем их применить", - считает Шувалов.

Власть Работа власти Внутренняя политика Власть Работа власти Госуправление Законодательство о местном самоуправлении Реформа местного самоуправления