"Строительство новых банков и офисов в центре Москвы пора заканчивать", - заявил вчера на заседании столичного правительства Юрий Лужков. Обсуждался ход выполнения генерального плана столицы за 2005 год и предложения по актуализации этого документа на период до 2025 года.
Как позже пояснил корреспонденту "РГ" главный архитектор Москвы Александр Кузьмин, территория в пределах Садового кольца и так раза в полтора перегружена разными конторами. Поэтому Москомархитектура сейчас уже на практике тормозит рассмотрение любых проектов, связанных с офисным строительством. Продолжится она разве что на территории Большого Сити, проект которого разрабатывается как продолжение Московского международного делового центра "Москва-Сити". Правда, мэр еще назвал адресок, по которому никто не помешает размещать собственные офисы и строить их для сдачи в аренду. Это бывшие промзоны, откуда сейчас выводятся предприятия, производившие продукцию, как выразился мэр, вроде "ниток и валенок". Если их будут строить вблизи удаленных жилых микрорайонов, увеличивая там количество новых рабочих мест, отмечалось вчера на заседании, власти этому будут только рады.
Ну а что же сам исторический центр города? Его решено теперь только реконструировать, чтобы сохранить еще уцелевшие памятники истории и культуры и улучшить условия жизни москвичей. Впрочем, еще один выгодный путь вложения капиталов инвесторам власти все-таки оставили. Это строительство апартаментов, которые представляют собой нечто среднее между гостиницей высокого класса и жилым домом. "Сейчас их в Москве почти нет, - сказал Александр Кузьмин. - А потребность между тем имеется, как и в любой развивающейся столице". Апартаменты поблизости от работы (или в том же здании, где находится компания или фирма), предпочитают иметь, как правило, менеджеры и бизнесмены, имеющие постоянное жилье за городом или вообще в другой стране. Там их дети ходят в школу или детский сад, лечатся в поликлинике и т.д. Поэтому по соседству с апартаментами город может не заниматься развитием социалки, требующей тоже немалойплощади.
Чтобы переориентировать инвесторов на строительство апартаментов, в ближайшее время будет выпущено специальное постановление правительства Москвы.
Второй немаловажный вопрос, поднятый вчера, - это необходимость развития Москвы исходя из потребностей "реального города". То есть города, который, говоря словами Александра Кузьмина, "живет в одном ритме, причем не эпизодически, а каждый день. Его жители, имеющие самую разную прописку, в том числе и в городах Подмосковья, ездят одними и теми же маршрутами, ставят машины на одни и те же стоянки. Посещают одни и те же театры. Поэтому, осуществляя любые проекты, надо ориентироваться не на границы столицы, а исходить из потребностей той самой территории, которая и представляет собой реальный город".
По мнению Лужкова, для Москвы и жителей Подмосковья без такого подхода никогда не решить транспортную проблему, потому что сколько ни вкладывай денег в расширение, скажем, Ярославского шоссе, узкое горлышко в Мытищах и на платформе Тайнинской все равно сведет к нулю достигнутый эффект. Но не менее полезен принцип "реального города" и для других городов, расположенных вокруг столицы, так как если их развивать по тем же стандартам, по которым развивается Москва, то у их жителей поднимется уровень благосостояния и отпадет нужда рваться в Москву.