Возвращения в армию "губы" добивалось министерство обороны. Его глава Сергей Иванов неоднократно подчеркивал, что с отменой дисциплинарного ареста командиры лишились возможности изолировать даже пьяных солдат и дебоширов. К доводам вице-премьера депутаты прислушались, но не забыли о соблюдении прав человека в погонах. В итоге серьезно изменились процедура ареста военнослужащих, был уточнен максимальный срок их содержания под арестом, детально прописаны основания для отправки на гауптвахту.
Теперь закон требует, чтобы поводом для ареста в армии служили только грубые дисциплинарные проступки. К ним депутаты отнесли самоволку, неявку на службу без уважительных причин, нарушение правил несения боевого дежурства и обращения с оружием, а также употребление спиртного и наркотиков. С нового года любое из этих нарушений для солдата или прапорщика чревато арестом до 30, а в особых случаях - до 45 суток. Причем отправит их на гауптвахту не командир, а гарнизонный суд.
Процедура будет выглядеть следующим образом. Командир части в 10-дневный срок после происшествия соберет и передаст в суд документы, доказывающие серьезную провинность подчиненного. А судьи после рассмотрения этих материалов решат, стоит так жестко наказывать человека или нет, и определят длительность ареста. По требованию военнослужащего на рассмотрении его дела может присутствовать адвокат.
Наказание гауптвахтой не коснется офицеров, тех солдат и курсантов, которые еще не приняли присягу, а также женщин-военнослужащих. Зато шанс оказаться на "губе" появился у так называемых "партизан" во время военных сборов.
Отдельной строкой в законе сказано, что отправка на гауптвахту не должна сопровождаться унижением личного достоинства человека, "причинением физических страданий или проявлением грубости". Так что поборники солдатских прав могут вздохнуть облегченно.
Между прочим, в ближайшее время изменится не только процедура ареста, но и условия содержания солдат на гауптвахте. В министерстве обороны твердо обещают: "губа" станет комфортнее, и готовятся переоборудовать армейские казематы под европейские стандарты. Для этого военные разработали программу строительства и реконструкции в 2007 - 2010 годах почти полутора сотен гарнизонных гауптвахт. Первой ласточкой в списке стала экспериментальная "губа" в подмосковном поселке Алабино. На ее образцово-показательную переделку затратили почти 4 миллиона рублей. Как оказалось, не зря. Представитель Уполномоченного по правам человека в РФ во время визита в Алабино серьезных нарушений в содержании арестантов не нашел.
Что же это за требования и чем они отличаются, скажем, от советской поры? Как объяснили корреспонденту "РГ" в минобороны, нововведений ожидается немало. Например, строить и переоборудовать камеры будут из расчета 4 квадратных метра площади и 12 "кубов" воздуха на одного арестанта в погонах. Вместо крохотной - 15 на 15 сантиметров - форточки помещения оборудуют стандартными зарешеченными окнами. Строительные проекты предусматривают наличие в каждой камере санузла и принудительной вентиляции воздуха. Из других удобств "под Европу" - радиоточки и телевизоры, обязательные кровати с постельным бельем, ежедневная выдача арестованным книг, настольных игр, газет и журналов. На гауптвахтах даже хотят оборудовать переговорные пункты и комнаты для свиданий.
Виктор Заварзин,
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА ГОСДУМЫ ПО ОБОРОНЕ:
- Такого взыскания, как содержание на гауптвахте, в армии нет уже более трех лет. Это крайне негативно отразилось на состоянии воинской дисциплины и преступности в войсках. За это время число грубых нарушений значительно возросло, а среди них начали доминировать самовольные отлучки, употребление спиртных напитков, нарушение уставных взаимоотношений и правил несения службы.
Владимир Михайлов,
ГЛАВКОМ ВВС, ГЕНЕРАЛ АРМИИ:
- Сейчас в армию приходит молодежь с большими пороками, многие выпивают, а некоторые даже употребляют наркотики. В то же время у командиров нет эффективных рычагов воздействия на нерадивых военнослужащих, кроме выговора.
Некоторые начальники не выдерживают и даже срываются до рукоприкладства, а гауптвахта - это по существу маленькая тюрьма. Ее возрождение повлияет на укрепление воинской дисциплины в войсках.