- Я с радостью приезжаю в Россию. В эту поездку запланировано два концерта - в Санкт-Петербурге и Москве. А ведь первый мой приезд на Фестиваль молодежи и студентов в 1957 году был сопряжен со стрессом. Мы тогда играли джазовые композиции на огромной площадке в Ленинграде. Нас, студентов консерватории, насмерть запугали коммунистами, "железным занавесом", мы страшно волновались и поэтому очень старались. Под конец выступления, когда осталось только выйти на поклон, зрители вдруг сорвались с мест и повалили на сцену. Мы испугались и бросились бежать. Нас догнали и - давай обнимать. С тех пор я очень люблю русских. На самом деле я ценю ваш народ за вашу интеллигентность, образованность, доброжелательность. Когда я выступаю в некоторых концертных залах мира, у меня появляется ощущение, что меня слушает толпа. В России не так, мне внимают люди. И еще мне очень нравится ваш язык, он плавный, с такими неожиданными интонациями, словно песня. Я вообще себя чувствую немножко русским, потому что без ума от вашей еды - борща, соленых огурцов, жареной картошки и черной икры.
РГ | В этот раз вы будете исполнять только свои произведения?
Легран | Только свои. Конечно, я знаю вашу музыку, но не всю. Могу утверждать, что досконально - классическую. Особенно хороши произведения русской школы, созданные на рубеже XIX-XX веков.
РГ | В течение жизни ваши музыкальные вкусы менялись?
Легран | Я как-то об этом не задумывался, возможно, да. Но знаю точно одно: вкус к хорошей музыке у меня есть. Ведь я посвятил ей всю жизнь. Поверьте, ощущать себя рабом музыки - неизмеримое счастье. Когда я сочиняю - для кино ли, театра, оркестра, - для меня это всегда большое удовольствие. Кстати, иногда трехминутная композиция вызывает гораздо больше эмоций, нежели многочасовая симфония.
В последнее время, к моему глубокому сожалению, при создании музыки стали использовать электронную технику. Я - яростный защитник традиционных способов написания музыки.
РГ | В чем секрет шлягера?
Легран | Да нет никакого секрета. Никто и не знает, как создать настоящий хит. Многие пробуют, но терпят неудачу. Поверьте, это просто случай. И к такому повороту событий нельзя быть готовым. Даже иногда и талант не помогает. Все решает аудитория. А легкая музыка всегда будет популярной.
РГ | Вы автор музыки более чем к двумстам фильмам, среди них есть любимые?
Легран | Люблю все. Когда вкладываешь душу, каждый фильм становится как ребенок. Ну, как его после этого забыть! Я, кстати, очень интересуюсь и российским кино. Знаю, что в последнее время появилось много нового. Дружу с братьями Никитой Михалковым и Андроном Кончаловским. Вырос на фильмах Сергея Эйзенштейна, Андрея Тарковского.
РГ | В России очень популярны "Шербурские зонтики", мелодии фильма часто звучат по радио...
Легран | Согласен, фильм удивительный. Впервые в истории кинематографа на экране герои не разговаривают, а только поют. Это была настоящая революция.
РГ | Вы тогда были влюблены? Это чувствуется по музыке.
- А вот это вас не касается, - сказал жестко Легран, взглянул на жену и неожиданно подмигнул.
РГ | Песни на вашу музыку исполняли великие Эдит Пиаф, Мирей Матье, Барбра Стрейзанд, Морис Шевалье и многие другие. С кем лучше работалось?
Легран | Это очень талантливые исполнители. И общение с ними - большая удача. Впрочем, с другими я и не работаю. Мы всегда прекрасно понимали друг друга с Барброй Стрейзанд. Удивительная певица. Много и с удовольствием до сих пор выступаю с Шарлем Азнавуром. Между прочим, у нас с ним одни корни - он армянин, и мой дед тоже был армянином, сбежавшим в 1915 году от геноцида в Европу. Вы только взгляните на мои брови, они ведь точь-в-точь азнавуровские.
Напоследок Легран признался, что чувствует себя счастливым человеком.
- Для меня счастье - творить со страстью. Вся известная музыка была создана исключительно под знаком этого всепоглощающего, испепеляющего чувства.
Справка "РГ"
Мировую славу Мишелю Леграну принесла музыка к фильмам "Шербурские зонтики" (первый "Оскар"), "Девушки из Рошфора", "Лето 1942 года" (второй "Оскар"). Записал джазовые и симфоджазовые альбомы с Диззи Гиллеспи (1952), Майлзом Дэвисом, Беном Уэбстером (1958), позже со Стэном Гетцем (1971), Сарой Воэн (1972), Филом Вудсом (1975), Стефаном Граппелли (1992), Артуро Сандовалем (1993). К числу его проектов относится телефильм Le Grand Piano c одновременной игрой восьмерых разностильных пианистов и с участием Рэя Чарльза (1983).
Как джазовый исполнитель появлялся в составе трио на европейских джазовых фестивалях, импровизируя, как правило, на темы своих песен. Главные хиты - Once Upon A Summertime, I Will Wait For You, Watch What Happens.