16.11.2006 03:00
    Поделиться

    Туристы не хотят ехать в Калининград

    Однако превратить нашу область в "витрину" России в Европе и перехватить потоки российских туристов все никак не удается. Почему? Об этом говорили на "круглом столе" в областной Думе.

    В конце 80-х годов, когда вся страна стояла на пороге нового и неизведанного, к нам в область заглянули менеджеры одной из ведущих мировых гостиничных сетей. Им сразу приглянулся поселок Янтарный с его широкими золотыми пляжами, голубой янтароносной землей и россыпями солнечного камня.

    Тогда термин "кластер", которым так свободно и уверенно пользовались участники "круглого стола" "Пути развития туризма и рекреации в Калининградской области", организованного комитетом по развитию инфраструктуры, промышленности, строительства и туризма областной Думы, был знаком разве что компьютерщикам. Однако те перспективы, которые представляли наивным калининградцам заезжие менеджеры, во многом совпали с картиной, которую на заседании "круглого стола" нарисовал собравшимся нынешний мэр муниципального образования "Янтарный городской округ" Александр Блинов.

    По его словам, природный потенциал поселка, его уникальность как места мировых запасов янтаря, позволяют утверждать, что именно туристическая отрасль может стать вторым локомотивом развития экономики округа. Определены так называемые точки роста, отрасли экономики, способные дать дополнительный социально-экономический эффект: янтарный кластер, а также сервис и туризм. Эти направления должны развиваться параллельно и консолидированно.

    Кластерная стратегия является сейчас едва ли не самым модным инструментом повышения конкурентоспособности. Кластер представляет собой некую "региональную экосистему". Этот организм обеспечивает конкурентоспособность ключевых участников кластера, располагающихся на нескольких уровнях. Первый - ведущие компании, производящие основной продукт или услуги. Второй - сеть поставщиков, большое количество мелких и средних компаний, которые составляют так называемую экосистему и поставляют комплектующие, услуги для ключевой компании. И третий уровень - это различные организации, обеспечивающие ключевую компанию человеческими, финансовыми ресурсами, инфраструктурой.

    В соответствии с этим в поселке Янтарном в рамках реализации проекта "Город мастеров" должно быть создано множество малых ювелирных производств. Этот ключевой проект позволит расширить рынок сбыта готовой продукции, обеспечит информационную поддержку в сфере развития янтарной отрасли, а также станет основой для использования янтаря в качестве брэнда.

    В настоящий момент в поселке осуществляется несколько инвестиционных проектов. Это строительство водно-спортивного и гостиничного комплекса на озере Янтарном, с объемом инвестиций в 51 миллион рублей. А также строительство жилищно-гостиничного комплекса с объемом инвестиций в 120 миллионов рублей и сроком реализации в 2008 году.

    Имеется проект постройки элитного курортно-рекреационного комплекса "Янтарный берег России" с инвестициями более 3 миллиардов рублей.
    Туристическая отрасль для нашей прежде наглухо закрытой области - явление относительно новое. Ей всего 15 лет. Однако за это время в регионе было открыто 90 гостиниц и гостевых домов, к услугам туристов создано 147 музеев, 47 досугово-развлекательных центров, около 300 ресторанов, кафе и баров.
    Однако всех этих объектов туристско-рекреационного характера слишком мало, чтобы привлечь российских туристов, направляющихся на отдых к югу, и иностранцев, к услугам которых в Балтийском регионе, как подчеркнул проректор РГУ им. Канта Геннадий Федоров, уже имеется прекрасно развитая инфраструктура. Кластерность туристической отрасли проявляется в том, что она естественным образом будет тянуть за собой сопутствующие сферы: производство сувениров, экологически чистых продуктов, совершенствование медицинских услуг, а также развитие транспорта и связи, строительной индустрии, образования, спорта, культуры и т.п.

    По словам Юрия Находкина, председателя думского комитета, инициировавшего "круглый стол", первой ласточкой в этом деле может стать победивший на федеральном конкурсе проект особой туристической экономической зоны на Куршской косе.

    К сожалению, за 15 лет не произошло серьезных сдвигов в осмыслении содержания отдыха по-калининградски. Традиционно предлагается то, что не требует особых вложений: пляжное расслабление и купание в море. Но в условиях капризной погоды это подходит разве что местным жителям, которые, к счастью, по данным Геннадия Федорова, составляют 40 процентов от всего потока отдыхающих. Что же говорить о круглогодичном отдыхе, под который должны быть "заточены" объекты регионального туристического комплекса?

    И что делать с проблемой доступности отдыха? Ведь жителю Москвы, Пензы или Тамбова надо получить загранпаспорт, чтобы добраться к нам поездом. А если, к примеру, автомобилем - то надо еще и визу купить. И эти затраты должны в его глазах оправдаться. А кроме того, есть и мелкие, но оттого не менее неприятные проблемы. Например, как попасть в Светлогорск, Отрадное или Зеленоградск из аэропорта Храброво без пересадок? Пока это возможно лишь на такси.

    В свое время в нашей области была принята программа развития туризма и рекреации на 2002 - 2006 годы. Помнится, она долго вынашивалась, уточнялась. А в результате оказалась выполнена всего на 12 процентов.

    Комитет Юрия Находкина предлагает двухэтапную схему развития туристско-рекреационного комплекса области. На первом этапе надо сосредоточиться на побережье - от Балтийской до Куршской косы, включая аэропорт Храброво. Затем в период с 2010 по 2016 годы подключить к процессу территории Черняховска, Советска, Гурьевска, Полесска, Озерска. Правдинска, Багратионовска и других городов области.

    Благо в каждом из них есть свои достопримечательности - памятники истории и культуры, правда, донельзя запущенные. Но пока у нас есть, как выразился Юрий Находкин, "такие прекрасные места, как могила Канта", то есть и на что надеяться в будущем.

    В прошлом году область посетили более 76 тысяч иностранных и 256 тысяч российских туристов. Планируется, что к 2016 году для туризма и реакреации в ВРП вырастет в пять раз и составит 10 процентов.

    Развитие туризма требует больших денег. Первоначально, как сообщила начальник отдела туризма министерства промышленности области Марина Друтман, это будут 1,5 миллиарда рублей федеральных денег, 300 миллионов - из областного бюджета и частные инвестиции. По мнению Марины Друтман, на пользу пойдет и новая версия федерального закона о туристической деятельности, которая, по ее словам, "буквально перевернет структуру туристического рынка". Еще бы, ведь теперь фирма должна располагать 10 миллионами рублей финансовых гарантий своей деятельности.

    Местные туристические фирмы воспринимают эту новацию явно не в унисон с властью. С тревогой говорила об этом председатель Ассоциации предприятий туризма Калининградской области Тамара Торопова. Она предсказывает предстоящий передел и монополизацию туристического рынка. Ведь ни одна местная фирма не впишется в новые условия. Самые крупные из них располагают средствами раз в десять меньшими: 1,2 - 1,5 миллиона рублей. "Необходимо отправить в Госдуму отрицательное заключение на готовящийся законопроект, - считает Тамара Торопова. - Иначе местный туризм сведется к "совковым" профсоюзным приграничным поездкам. На большее мы не будем способны". Тамару Торопову поддержал гендиректор крупной турфирмы Александр Шамшиев.

    От себя добавлю: мне много пришлось путешествовать по Европе в то время, когда местные турфирмы могли самостоятельно разрабатывать маршруты и организовывать поездки. После дефолта они превратились в обыкновенных операторов, комплектующих группы для фирм-варягов. Увы, у варягов качество услуг за большие деньги оказалось на порядок хуже.

    Поделиться