Центральное место на ярмарке традиционно отвели продовольственным стендам, поэтому посетители, опровергая армейскую пословицу, оказались и к кухне поближе, и у начальства на виду. Начальство в лице Сергея Иванова и его зама по тылу Владимира Исакова тоже продегустировало продпайки. Министр сначала попробовал виноградного сока, потом - какао с молоком и клюквенного киселя. Последний, по признанию Иванова, здорово напоминал домашний. Корреспондент "РГ", также попробовавший напитка, с вице-премьером согласился, однако от противокашлевого киселя категорически отказался. А вот коллеге-ветерану из "Красной звезды" тонизирующий кисель пробовать не советовали. "Это для молодых ребят, чтобы шустрей стали", - то ли в шутку, то ли всерьез заметила представительница компании-производителя.
Более двухсот предприятий из сорока российских регионов постарались удивить вице-премьера не столько разнообразием продукта, хотя и этого хватало, сколько уникальными технологиями. Например, обувщики "Парижской коммуны" пошили армейские сапоги, остающиеся сухими после пятичасового пребывания в воде. Для наглядности у стенда поставили огромный таз с жидкостью и собирались окунуть туда экспонат. Министр от натурного испытания отказался, вспомнив, как на полигоне Ашулук под Астраханью опробовал камуфлированные полукеды от "Парижской коммуны". В целом обновкой министр тогда остался доволен.
На этой выставке вице-премьера больше интересовала ценовая политика обувщиков. Едва они согласились зафиксировать на будущий год стоимость товаров для армии с учетом прогнозируемой инфляции, Иванов обрадовался: "Вот это нас устраивает". Между прочим, из 1,5 миллиона пар обуви, что "коммунары" ежегодно поставляют на рынок, примерно 350 тысяч - военного назначения.
Кроме солдатских сапог и офицерских полуботинок производство славится своей спецобувью. В частности, две тысячи пар противоосколочных берцев командование Внутренних войск и руководство ФСБ закупили для солдат и офицеров на Северном Кавказе.
Ноу-хау москвичей - применение крепчайшей арамидной ткани - заинтересовало вице-премьера. Однако в разговоре с корреспондентом "РГ" начальник Центрального вещевого управления минобороны Сергей Шляев признался, что в планах минобороны таких закупок пока нет.
Вообще к поставкам в СКВО Сергей Иванов относится сверхпридирчиво. На этой статье расходов военные никогда не экономят. Достаточно вспомнить, как они обеспечивают вещевым имуществом своих солдат и офицеров в горных бригадах. Один комплект формы и снаряжения тянет на 140 тысяч рублей, а потребность в них армии исчисляется сотнями штук. Между прочим, это один из немногих случаев, когда Вооруженным силам приходится кое-что приобретать за рубежом. Тем не менее альпинистскую обувь по импортной технологии наши обувщики уже делают. Глядишь, скоро дойдут и до собственных "колодок".
Любопытный диалог у министра вышел возле стенда с ракетным топливом. Оказывается, в богатейшей нефтяной державе мира - России сложилась парадоксальная ситуация: практически все авиационные масла, в том числе для ВВС, нам приходится закупать у иностранных фирм. Но вскоре ситуация может в корне измениться. Российские ученые изобрели универсальную смазку, заменяющую сразу 8-9 видов импортной. Есть заводы, готовые переключиться на ее производство. Дело за небольшим - заказчиком. На выставке вице-премьер никаких обещаний не давал, но было заметно, что нефтепродукт "Девять в одном флаконе" - как Иванов образно назвал супермасло - министра заинтересовал.
Сергей Иванов,
вице-премьер, министр обороны РФ:
- Единая система закупок для силовых структур уже заработала. На этой выставке мы провели конкурс на приобретение продовольствия, медицинского оборудования и вещевого имущества на общую сумму 340 миллионов рублей. В итоге удалось снизить цену на 13 процентов, государство выиграло 48 миллионов рублей. За качество закупаемой продукции отвечает многоступенчатая система контроля. Я обратил внимание, как расширились возможности военно-промышленного комплекса, чья продукция тоже здесь представлена. Многое из того, что производят "оборонщики", может быть сначала апробировано в силовых структурах, а затем внедрено в гражданский сектор экономики. Главное, что силах сделать ВПК, - помочь диверсифицировать нашу экономику. Хороший пример такого похода - изготовление обуви на "Парижской коммуне". Это объединение не только снабжает качественной продукцией армию, но и выставляет свой товар за рубежом. Лично мне понравился паек и специальная упаковка, позволяющая разогреть пищу, извините за такое выражение, под мышкой.