Три страны Евросоюза объединились, чтобы без участия американского руководства создать собственный план решения палестино-израильского конфликта. Пакет инициатив, выдвинутых Францией, Испанией и Италией, успел получить поддержку большинства арабских государств. Однако Тель-Авив с негодованием отверг новый план урегулирования.
Французская пресса утверждает, что двусторонние отношения между Парижем и Израилем быстро переходят чуть ли не в стадию "холодной войны". Причем ближневосточные инициативы стали лишь очередным доказательством уже ранее наметившегося охлаждения. Несколько дней назад французы поддержали резолюцию ООН, которая осуждала спецоперацию израильских военных в секторе Газа.
Чтобы понять позицию французских властей, стоит обратиться к внутриполитической ситуации в этой стране. После того как единым кандидатом в президенты от Соцпартии была выдвинута Сеголен Руаяль, Ширак понял, что на предстоящих выборах главы государства его партии предстоит бороться с очень сильным противником. И начал активнее зарабатывать "очки" у своих избирателей, среди которых немало выходцев из арабских стран.
Впрочем, и в случае победы Руаяль на предстоящих в 2007 году президентских выборах Тель-Авиву не стоит надеяться на возобновление более тесного сотрудничества с Парижем. Вряд ли убеждения кандидата от социалистов придутся Израилю по душе. Если в иранском вопросе Сеголен придерживается очень жесткой позиции, то в сфере ближневосточного урегулирования она проявляет максимум осторожности. "Мы должны вести диалог со всеми сторонами", - так она прокомментировала вопрос о целесообразности прямых переговоров с правительством ХАМАС.
Все аналитики сходятся в одном. Франция, Италия и Испания воспользовались ослаблением Белого дома, чтобы начать самостоятельную политику в тех регионах, где традиционно сильное влияние принадлежит Вашингтону. "Три наши страны имеют общие интересы, общие моральные принципы, особую чувствительность к конфликту. Возможно, мы сумеем сыграть важную роль в нахождении решения палестинской проблемы", - заявил премьер Испании Хосе Луис Родригес Сапатеро.
Кстати, выдвижение новых ближневосточных инициатив вызвало раздражение не только Тель-Авива, но и Лондона, который в этой ситуации почувствовал себя "не у дел". Как сообщают британские СМИ, премьер страны Тони Блэр узнал о планах Испании, Франции и Италии только из сообщений Би-би-си. Многие эксперты уверены: попытка отстранить главу правительства Великобритании от решения ближневосточного конфликта связана с тем, что его взгляды нередко слишком близки с позицией Белого дома.