Российская газета| Прежде российские министры подобных встреч не проводили. Почему сейчас возникла необходимость в таком диалоге?
Александр Яковенко| В Женеве расположен ряд ведущих организаций ООН, сотрудничество с которыми относится к ключевым приоритетам России. Причем Женева все чаще выступает в качестве европейского регионального центра по координации деятельности организации "ооновской семьи". Сегодня, когда ООН находится в процессе обновления, важно обсудить с первыми лицами размещенных в Женеве международных организаций вопрос о реформе ООН в социально-экономической, управленческой и правозащитной сферах. Встреча Лаврова с главами ооновских организаций позволит взглянуть с "женевского угла" на ключевые вопросы деятельности ООН.
РГ| Какими вы видите соотношение центров - Нью-Йорка и Женевы - в международной политике?
Яковенко| Оптимальной формулой взаимодействия ООН и ее спецучреждений стало бы повышение уровня координации и слаженности в их работе при сохранении самостоятельности спецучреждений. Это включает проведение в Женеве крупных мероприятий различных органов ООН, включая ежегодные сессии ЭКОСОС, которые позволяют увязать их работу с тематической спецификой женевских агентств.
РГ| Женеву называют столицей защиты прав человека. На встрече с главой российского МИД будет присутствовать и Верховный комиссар ООН по правам человека. Как в МИД оценивают деятельность Совета по правам человека?
Яковенко| Совет, хотя и был создан только в этом году, заменив Комиссию по правам человека, уже активно приступил к работе. Но пока он сталкивается с множеством организационных проблем. Россия выступает за четкую организацию работы совета, против его политизации. Об этом также может пойти речь на встрече.
РГ| Традиционно важное место в Женеве занимает разоруженческое направление - там работает Конференция ООН по разоружению. Как обстоят дела в этой сфере?
Реформы в ООН проводить нужно, но делать это следует аккуратно, чтобы не нанести ущерба самой системе
Яковенко| Нас не может не беспокоить нынешнее состояние дел в многостороннем разоружении. Практически все международные форумы последнего времени, это и обзорная конференция 2005 года по ДНЯО, и конференция 2006 года по легкому стрелковому оружию и ряд других, так и не смогли принять программу конкретных действий.
Нет движения и на Конференции по разоружению. Причины этому известны. В этом вопросе нужна политическая воля и готовность учитывать взаимные интересы. Так что эта тема может быть затронута в беседе Лаврова с главами спецучреждений ООН.
РГ| Несколько дней назад в Нью-Йорке вышел доклад, посвященный общесистемной согласованности действий в ООН. После его появления многие стали говорить даже о тотальной неэффективности ООН и ее системы.
Яковенко| К такого рода выводам я бы подходил предельно осторожно. Они кажутся чересчур далеко идущими и не во всем объективными. Рекомендации по состоянию дел в ООН, которые сейчас изучают все страны, должны, по нашему мнению, быть интегрированы в уже существующие переговорные процессы по реформе организации. Следует на этот счет выслушать мнение нового Генерального секретаря ООН.
Трудно поддержать радикальные изменения в формате межправительственного обсуждения оперативной деятельности ООН. И, в частности, предложения, которые приведут к появлению новых бюрократических структур управления агентствами.
Россия не готова согласиться с отказом от самостоятельных руководящих органов программ, фондов и спецучреждений, а также сокращением мандатов региональных комиссий ООН. Реформы в ООН проводить нужно, но делать это следует аккуратно, чтобы не нанести ущерба самой системе, ее эффективности, в том числе за счет создания новых бюрократических структур управления. И конечно, необходимо согласие стран - членов организации по всем связанным с реформой решениям.
РГ| Как сегодня обстоит дело с финансированием ООН?
Яковенко| Россия относится к числу стран, которые тщательно выполняют свои обязательства и полностью выплачивают взносы в регулярный бюджет ООН. Но вопрос со взносами по-прежнему остается больным. Общий объем неоплаченных взносов сократился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 58 миллионов долларов.
Однако задолженность государств, входящих в ООН, составляет весьма внушительную сумму - 661 миллион долларов.
Главными должниками остаются США (80 процентов всей задолженности) и Япония (около 8 процентов). На долю остальных государств, а их также немало - 68, приходится где-то 12 процентов долга.