- Почему, по-вашему мнению, именно сейчас появилась необходимость в законодательном регулировании этой сферы деятельности?
- На самом деле первый законопроект появился в Государственной Думе еще в конце 90-х годов. После создания в 2002 году Палаты налоговых консультантов постоянно обсуждался вопрос о разработке законопроекта "О налоговом консультировании". Но было и другое мнение, что спешить не нужно, необходимо время, чтобы налоговое консультирование как явление оформилось, устоялось. В первые годы становления налогового консультирования закон мог не только не помочь, но и помешать решению оперативных вопросов. Если бы где-то в чем- то ошиблись, то эту строчку пришлось бы менять законодательно.
В Германии, Австрии, Франции, ЮАР, некоторых других государствах законодательно определено, что не каждый желающий может быть налоговым консультантом. Почему это необходимо? Налоговый консультант - это человек, который в определенной мере связывает интересы налогоплательщика и интересы государства. Давая рекомендации налогоплательщику, он помогает планировать, оптимизировать и в какой-то степени минимизировать налоги. Но при этом он не должен нарушать законы, обходить их, действовать против интересов государства, бюджета. Поэтому вполне естественно, что эти люди должны быть уполномочены государством на проведение такой работы.
Государство формирует определенные требования к налоговому консультанту. Они могут касаться образования, опыта работы, обязательности и уровня сложности квалификационных экзаменов по утвержденным программам. Отвечая определенному набору требований, он получает квалификационный аттестат, подтверждающий право заниматься предпринимательской деятельностью в сфере налогового консультирования. По аналогии с мировым опытом регулирования рынка налогового консультирования сегодня эту деятельность обеспечивает общественная организация - Палата налоговых консультантов.
Мы уже несколько месяцев работаем над законопроектом о налоговом консультировании.
Основные принципы законопроекта следующие. Во-первых, он устанавливает, что такое налоговое консультирование и кто может быть налоговым консультантом. Во-вторых, перечисляются вопросы ответственности налогового консультанта, а также этические нормы, которые нами уже разработаны. В-третьих, фиксируется статус общественной организации, которая как профессиональный регулятор рынка станет методическим и методологическим органом в сфере налогового консультирования.
- Дмитрий Георгиевич, не могли бы вы поподробнее остановиться на вопросе ответственности налогового консультанта за свои действия?
- Есть ответственность моральная, есть финансовая, есть уголовная. Сначала об уголовной. Если деятельность налогового консультанта противоречит законодательным требованиям, то, естественно, он должен нести ответственность за свои деяния. В том случае, когда речь идет о сговоре, налоговый консультант должен нести такую же ответственность, как и налогоплательщик.
Финансовая ответственность. Она может определяться договором, фиксирующим, что налоговый консультант несет ответственность в размере полученного вознаграждения. Но в каждом отдельном случае в зависимости от сложности вопроса, конкретной ситуации необходимо обсуждение с заказчиком услуги - налогоплательщиком пределов ответственности. Можно эту ответственность увеличить. Но это означает и увеличение расходов налогоплательщика, на что согласится не каждый. И, наконец, ответственность моральная, и она должна быть прописана в законе. Налоговый консультант должен работать, соблюдая требования законодательства, а также этические нормы.
Еще один аспект - страхование ответственности налогового консультанта. Мы предполагаем, что в эту систему должны включиться страховые компании. В данном случае страхование ответственности без страховых компаний невозможно. Решение вопроса ответственности сдерживает неясность законодательства и недостаточно урегулированные правовые нормы в страховой деятельности. Осложняется ситуация еще и разнородностью принимаемых решений по одним и тем же спорным вопросам арбитражными судами. Ответственность налогового консультанта - это, безусловно, основной вопрос законопроекта.
- Какими нормативными документами регулируется налоговое консультирование сегодня?
- Прежде всего Гражданским кодексом, определяющим, что любая консультационная услуга возмездна. А также налоговым законодательством. Услуга по налоговому консультированию, являясь по форме юридической, имеет экономическое содержание, и именно это выделяет налоговое консультирование как самостоятельный вид предпринимательской деятельности, отличный от иных видов консультирования и требующий специально подготовленных профессионалов. По сути дела, закон нужен для того, чтобы защитить налогоплательщика от недостаточно квалифицированного, недобросовестного налогового консультанта.
- Таким образом, вы считаете, что налоговое консультирование является самостоятельным видом деятельности? Ведь у нас есть и налоговые юристы, и аудиторы?
- Да, безусловно. Пока у нас некому было консультировать, эту функцию вынуждены были брать на себя аудиторские компании и адвокатские бюро. Налоговое консультирование - это абсолютно самостоятельный вид деятельности, близкий, но не совпадающий по предмету, по способам реализации ни с аудитом, ни с юридическим консультированием. Задача аудитора - оглянуться и посмотреть в прошлое, на финансовое состояние организации, ее отчетность, бухгалтерский учет. А налоговый консультант должен смотреть вперед. Например, если у организации в начале года возникли проблемы и ей нужна помощь в их решении, то это не предмет аудиторской деятельности, это налоговое консультирование по возникающим проблемам в чистом виде.
Что касается юридических бюро, то проблемы, которые возникают у компаний, зачастую выходят за рамки юридической формы. Кроме права необходимо знать экономику, бухучет, особенности исчисления отдельных налогов и так далее. Работа налогового консультанта шире, чем у юриста или адвоката, и несколько иная, чем у аудитора.
- Сколько налоговых консультантов нужно нашей стране?
- Сегодня мы можем говорить об этом, опираясь на международный опыт. На Западе в среднем на 10 налоговых работников приходится 11 налоговых консультантов. Исходя из этого, России нужно 154-155 тысяч человек. Реально прошли обучение 4,5 тысячи человек. Но при этом надо иметь в виду, что законодательство западных стран отличается от российского. Где-то есть прецедентное право, и налоговая реформа проходит раз в пять, семь, десять лет. А у нас налоговое законодательство еще не установилось. Поэтому можно предположить, что у нас это соотношение должно быть сдвинуто в сторону налоговых консультантов.
Сегодня услуги налогового консультирования использует в основном крупный и средний бизнес. Это дорогостоящая услуга. С ростом налоговой культуры налогоплательщики - физические лица также придут к осознанию необходимости услуг в области налогового консультирования при налогообложении имущества, доходов и так далее. Был принят очень сложный земельный налог, имущественный налог. Неясно, что будет с налогом на недвижимость. Появляются отдельные богатые люди, которые зарабатывают честно. И им потребуется помощь в управлении финансами, налогами. Развивается международная деятельность. Люди вкладывают деньги в заграничный бизнес. И они нуждаются в консультациях по поводу налогообложения в разных странах. Так что в перспективе физические лица тоже начнут прибегать к помощи налоговых консультантов. Этот процесс будет развиваться в процессе роста благосостояния. И поле развития огромное.