Хорохордин мечтает об олимпийском золоте

Барнаульцу Сергею Хорохордину в октябре исполнился 21 год. День рождения один из лидеров мужской сборной России по спортивной гимнастике встретил в Дании на чемпионате мира. Никто из специалистов не рассматривал всерьез молодую российскую команду, но она стала главным открытием турнира - завоевала второе место, уступив в последний момент только китайцам. А Сергей был одним из тех, кто внес наибольший вклад в "серебряную сенсацию".

 

Даже в обычной жизни чемпион Европы и России, вице-чемпион мира  заслуженный мастер спорта показал себя командным человеком. На "деловой завтрак" в нашем представительстве Сергей пришел со своим тренером Евгением Кожевниковым. Вместе они работают уже 12 лет - сообща и отбивались от многочисленных вопросов.

Игорь Ананьев, преподаватель| Сергей, в Барнауле видом спорта № 1 считается футбол. Как получилось, что ты выбрал спортивную гимнастику?

Хорохордин|  Выбор сделали родители - в гимнастику я пришел в пять лет. Говорят, в детстве был очень подвижным ребенком, доставлял массу беспокойства дедушке с бабушкой, когда меня к ним приводили. К тому же в нашем районе ДЮСШ № 3 была единственной спортивной школой. (Смеется.) И кастинг я прошел с первого же занятия. 

Ананьев| В таком юном возрасте не хотелось бросить эти бесконечные нудные тренировки?

Хорохордин|  В детстве я не очень любил детский сад, и мама водила меня на гимнастику не только в ДЮСШ, где занятия проводились строго по расписанию, но и в спортивный манеж на вечерние тренировки.  Мне было интересно!  

Бывает такое, что в зал иду как на войну

Кожевников| Когда в 90-е годы я  вернулся к тренерской работе после трехлетнего перерыва, то сразу поставил себе цель - "высокие спортивные достижения". Сергея в ряду других мальчишек я выделил сразу. Он тогда занимался у другого тренера, но мой коллега - человек грамотный и порядочный - сам предложил: "Давай, Сереж, переходи к Кожевникову - у него группа сильнее". И в третьем классе Хорохордин попал ко мне. "Школы" - правильной постановки техники в начальных элементах - Сережке не хватало, зато он выделялся энергией, трудолюбием и скоростно-силовыми качествами.

Алексей Пепеляев, студент| - Объясните нам, дилетантам, вот что. В вашем виде спорта кардинально поменялись правила, и результаты мужской сборной России, последние годы пребывавшей на вторых ролях, резко пошли вверх. За счет чего? Гимнастика усложнилась или напротив упростилась?

Кожевников| В двух словах трудно сказать. "Вскрыли" десятибалльную оценку - раньше ведь выше этого потолка прыгнуть было нельзя. Сейчас можно набрать 12, 14 и даже 17 баллов! За повышенную сложность судьи добавляют баллы… Россия к новым правилам адаптировалась быстро.  Хотя, конечно, многое по-прежнему зависит от объективности судей. 

Хорохордин| Выступая по новым правилам мы скоро поняли, что способны бороться за самые высокие места.

РГ| Судейский фактор… В сознании рядового российского  болельщика крепко засела мысль о том, что "наших" спортсменов в мире не любят и при любом удобном случае "плавят". Вспомнить хотя скандальную историю с Алексеем Немовым на Олимпийских играх в Афинах.

Хорохордин| Немножко прижимают. Раньше ведь гимнасты СССР все подряд выигрывали. Союз распался, сильных гимнастических держав стало очень много, все хотят побеждать, а мы - российская сборная - воспринимаемся как наследники сборной СССР.

Кожевников| Соперники действительно устали от нашего, как казалось, вечного лидерства "красной машины" и засилья некоторых личностей. Много на самом деле было неправильного и обидного. И на рубеже веков, когда многое в мировой гимнастике поменялось, российской сборной пришлось несладко… Нынешний состав сборной сделал великое дело - в корне поменял представления о гимнастах из нашей страны, мир убедился, что мы умеем побеждать только за счет спортивного мастерства. Но от гимнастического беспредела мы нет-нет да и страдаем.  

Сергей Федоров, спасатель| Впечатление такое, что в России резкий подъем переживают те виды спорта, которые курируются людьми с огромными властными ресурсами. Взять хотя бы дзюдо или волейбол. Гимнастика не чувствует себя сиротливо?

Хорохордин| Не знаю, какие высокие покровители стоят за нашей спиной, но вижу, что в последние годы на спорт выделяют серьезные средства. Ради высоких достижений на будущих Олимпийских играх делается очень много.  

Кожевников| Вообще-то гимнастика никогда не жаловалась на недостаток внимания. Конечно, чего-то по мелочам не хватало - а где у нас, в России, все есть? А с приходом в сборную нового руководства и нового генерального спонсора любые вопросы стали решаться очень быстро. Да и министр спорта Фетисов делает многое.

Федоров| Тем не менее очевиден огромный разрыв в доходах между гимнастами, которые находятся в мировой элите, и футболистами, доставляющими постоянные огорчения. Сергей, тебе не обидно?

Хорохордин| Футбол - организация глобальная, чего с ним ровняться? С другой стороны, сейчас мы, гимнасты, знаем, что за свою достойную работу получим достойное вознаграждение. Меня доходы футболистов не раздражают. Я свое всегда докажу. 

РГ| В начале лета - после победы сборной России на чемпионате Европы в Греции - краевые власти пообещали решить квартирный вопрос и Сергею Хорохордину, и Евгению Кожевникову. Когда на новоселье пригласите?

Хорохордин| Были встречи, были обещания. И я в этом году должен был получить квартиру, и тренер улучшить жилищные условия…

Кожевников| В СМИ об этом везде писали и говорили. Люди до сих пор с меня требуют: "Проставляйся за новоселье!". (Со смехом.) И некоторым это удалось! К сожалению, ничего не решилось. Вам первым говорю: меня и Сергея  уговорили перенести эту тему на декабрь следующего года. Я получу вместо своей "двушки" трехкомнатную, а Сергей въедет в мою бывшую квартиру. Мой ученик - человек порядочный, терпеливый, но даже он ошалел от такого варианта. Ведь в мае Сергей привез в Барнаул сразу две медали: золотую - за победу в командных соревнованиях и серебро - за выступления на перекладине. На дворе ноябрь, Сергей выиграл Кубок страны, привез очередную медаль уже с чемпионата мира, где никто не верил в наш успех, а воз и ныне там.

Хорохордин| И где гарантии, что через год квартирный вопрос решится?

Кожевников| Не случайно Хорохордина стали активно звать в другие регионы. Там вопрос с квартирой решается моментально. Взять хотя бы партнера Сергея по сборной Юрия Рязанова. 19-летний парнишка не успел вернуться с чемпионата мира, а в родном Владимире его уже встречали с ордером… Никто же не видит, каким потом и кровью даются Сергею медали.

РГ| Вот-вот, давайте о повседневной работе! Сергей, опиши свой обычный рабочий день на базе "Озеро Круглое".

Хорохордин| Подъем ранний - в половине восьмого. Пробежка. Завтрак. Первая тренировка с половины одиннадцатого до часу. Обед, тихий час. Вечерняя тренировка с пяти до семи.  Потом - личное время. Но что сюда входит - восстановительные процедуры, баня, бассейн. То есть идет подготовка к следующему рабочему дню. Отбой в 22.30. И так - уже седьмой год… В субботу отсыпаешься до обеда. После обеда опять восстановительные процедуры. В свободное время выезжаем с ребятами кино посмотреть, особенно, если премьера, в боулинг поиграть или в кафе посидеть. Надо же как-то от базы отдохнуть!

РГ| С лишним весом приходится бороться?

Хорохордин| Нет, с этим вечные проблемы в женской гимнастике! Хотя, конечно, перед стартами за весом следишь. Ты ведь по сути дела на руках себя таскаешь.

Анна Ивановна, домохозяйка| У меня вопрос Кожевникову. Евгений, когда вашему подопечному не очень хочется работать на тренировке, что делаете?

Кожевников| В спорте высших достижений тренер, прежде всего, должен быть психологом. Пытаешься понять, что со спортсменом. То ли от болячек многочисленных устал, то ли спал плохо. Может, девушка его обидела... Я человек по натуре вспыльчивый, но жизнь научила терпеть - Сергею ведь на тренировке гораздо труднее, он пашет. Хотя я иногда взрываюсь.

РГ| И кто первым идет мириться?

Хорохордин| Я, естественно. Бывает такое, что в зал иду как на войну. Но потом успокоюсь, проанализирую ситуацию, пойму, что нельзя зависеть от своего настроения, что в таком состоянии работать нельзя.

Кожевников| (Смеется.) Это он  сейчас так мягко и красиво говорит! Серега тоже ведь вспыльчивый человек. Но он взрослеет, растет как личность. Вообще-то, удивительно, как мы с нашими характерами столько лет работаем вместе. Спорт на таком уровне - это огромная неизвестная планета. Поэтому не только Серега, но и я продолжаем учиться многим вещам, в том числе и в общении. Важно, что наши отношения строятся на взаимном доверии и уважении.

Хорохордин| Евгений Вениаминович для меня не только тренер. На базе он мне второй отец.

Кожевников| И мною, и моей женой Сергей как родной сын.

РГ| Раз уж речь зашла о самом дорогом и личном - Сергей, как у тебя складываются отношения с твоей подругой, гимнасткой Полиной Миллер? Чем она тебя "зацепила"?

Хорохордин| Очень серьезная для меня тема. Она совсем юная, поэтому об очень серьезных отношениях речи пока не идет. Могу сказать, что мне в Полине нравится очень редкое для современных девушек качество - скромность. Второе - ее понимание жизни. Я иногда в облаках витаю, золотые горы вижу, Полина смотрит на все реалистичнее. Я знаю ее уже три года, очень сильно держусь за этого человечка и надеюсь, все у нас будет хорошо.   

РГ| Твой знаменитый земляк-футболист Алексей Смертин однажды признался, что боится в жизни двух вещей - нищеты и импотенции. А ты?

Хорохордин| Очень сложный вопрос. Не уверен, что на него следует отвечать. (Со смехом.) Нет, я конечно, тоже боюсь импотенции, хотя тренер учит, что ничего страшиться не надо.

Андрей Шитиков, студент АлтГУ| Спортсмены, как правило, очень суеверные люди. Ты, Сереж, во что веришь?

Хорохордин| У меня нет каких-то устойчивых ритуалов. Но в церковь хожу регулярно. А суеверия… Надо выходить на помост и показывать все, на что ты готов! (С лукавой усмешкой.) Вы тренера попытайте насчет примет.

Кожевников| Я суеверный человек и у меня есть определенные приметы. Но расколюсь только после того, как Сергей выиграет олимпийскую медаль!
Могу сказать, что тренер всегда знает, насколько готов его воспитанник к тому или иному старту. Я часто бываю уверен, что Серега сделает свою программу "от и до". А если это происходит - жди медали! Мы с ним максималисты, у нас нет проходных стартов, но все выиграть невозможно. Я, признаться, поражен, насколько Сергей оказался морально готовым к важнейшим соревнованиям минувшего сезона. У него ведь много болячек, которые мешают подходить в полной боевой готовности ко всем стартам.  

РГ| Что, кстати, случилось на чемпионате мира? Почему Хорохордин, на которого в сборной страны возлагались наибольшие надежды, не вышел старт в личных соревнованиях?

Кожевников| У Сергея есть два ударных снаряда - брусья и перекладины. Мы им уделяли очень большое внимание. И надо же такому случиться - подвела рука. Давно он таких мозолей не срывал! Если честно, там почти сквозная дырка в кисти получилась. У нас есть свои способы лечения таких ран. Нам еще повезло - перед командными соревнованиями имели на восстановление два с половиной дня. Еле-еле успели заделать эту дырень. И вот кульминация турнира - Россия идет на первом месте, остаются выступления на двух снарядах, и Гоготов падает с перекладины. Сборная может вообще лишиться медалей, и Серегина очередь выступать... Отработал он прекрасно, соскок отличный, спустился с помоста, показывает ладонь - рана опять открылась. Было ужасно обидно! Мы не снимались со старта в личном многоборье до последнего. Но на утренней разминке Сергей покрутил комбинацию на коне - рука в крови. А он улыбается: "Ну вот, теперь я спокоен - значит, действительно, не смогу выступать". Нам не хватило одного дня, чтобы залечить травму.

Хорохордин| Эта травма обидная, но не самая страшная. Самой тяжелой и больнючей была травма спина, из-за которой я несколько лет назад едва не закончил с большим спортом. Сейчас для меня главная цель - Олимпиада в Пекине 2008 года. Китайцы  подтягивают все виды спорта с тем, везде нацелены на медали. Это, конечно, настораживает. В гимнастике они сильнее всех, что доказал последний чемпионат мира. Что тут сказать? Будем работать еще больше, чтобы опередить их!

Ирина, психолог| Сергей, почему ты свой драгоценный отпуск постоянно проводишь в Барнауле? А как же Париж, Лазурный берег, Венеция?

Кожевников| Сергей настолько устал от постоянного напряжения на тренировках и соревнованиях, что в октябре ничего другого, кроме слова "дом" на тренировках не говорил. Я ему: "Перекладина!", он мне: "Дом!". Я говорю: "Пойдем на коня". Он: "А билеты в Барнаул когда купим?". (Смеется.) В конце октября мы говорили на разных языках.

Хорохордин| Для меня очень важна моя семья. Может, к Новому году я куда-нибудь и съезжу.