Судьи также займутся делом о покушении на министра промышленности Ливана Пьера Жмайеля, который во вторник скончался в больнице. Машину 34-летнего политика обстреляли трое неизвестных из пистолетов с глушителями, после чего убийцы скрылись. Министру в последнее время неоднократно угрожали, после чего он был вынужден вывезти свою семью за пределы страны. Сразу после трагедии в христианских кварталах Бейрута и ряде ливанских городов прошли акции протеста.
В среду, в день независимости Ливана, в Бейруте прошли похороны Жмайеля. Прощание с политиком превратилось в массовые демонстрации и митинги. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан осудил в телефонном разговоре с премьером Ливана Фуадом ас-Синьорой убийство Жмайеля.
"Я считаю, что необходимо выяснить все факты. Но посмотрите на тенденцию: кого именно убивают в Ливане?" - задал риторический вопрос постоянный представитель США при ООН Джон Болтон, явно намекая на причастность к этим преступлениям Сирии. Версия небезосновательная, поскольку все убитые за последнее время в Ливане политики считались противниками Дамаска. Тем не менее власти Сирии отвергли все обвинения, заявив, что они больше, чем сами ливанцы, заинтересованы в стабильности в Ливане.
Георгий Мирский, главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН, доктор исторических наук
Убитый Пьер Жмайель - молодой политик, представитель третьего поколения знаменитой семьи маронитов Жмайелей (марониты - наиболее многочисленная из христианских общин Ливана, где только маронит может быть президентом страны).
Пьер Жмайель - это пятый член семьи Жмайелей, который был убит за последние годы. Это также пятый антисирийский политик, который был застрелен за последние два года.
Следует обратить внимание на два обстоятельства. Во-первых, во время работы международной комиссии по расследованию убийства премьера Ливана Рафика Харири и было совершено покушение на министра Жмайеля. Во-вторых, на прошлой неделе в Ливане начался правительственный кризис, связанный с тем, что руководитель просирийской организации "Хезболла" Шейх Хасан Насрулла потребовал для своих людей большего количества портфелей в правительстве.
В Ливане вырисовывается ирано-сирийский фронт, опирающийся на шиитскую общину. Ему противостоит разношерстная, но сильная коалиция маронитов, которая требует полного расследования убийства Харири.
Марониты понимают, что конечной целью расследования станет обвинение Сирии в соучастии в преступлении. Однако доказать вину сирийских спецслужб невозможно. С одной стороны, все убитые ливанские политики были крупными антисирийски настроенными фигурами в Ливане. Но с другой стороны, Дамаск не мог не понимать, что ответственность за организацию убийств возложат на него. От этого Сирия может только проиграть.
Новое расследование дела Жмайеля усиливает подозрения в отношении Сирии. Но установить организаторов убийств никогда до конца не удастся. Не исключено, что эти убийства совершают те группировки, которые стремятся подставить сирийское руководство и ослабить позиции Дамаска в Ливане. Убийства не выгодны Сирии еще потому, что именно сейчас Дамаск стал выходить на международную арену. Только что были восстановлены дипломатические отношения между Сирией и Ираком. Страна начала играть международную роль в урегулировании иракского кризиса. В этот момент навлекать на себя гнев международного сообщества сирийцам не выгодно.
Кстати
Можно ожидать, что правительственный кризис в Ливане будет развиваться. Шииты собираются вывести на улицы своих сторонников. Но против них выступит антисирийски настроенное население. Иными словами, это будет начало гражданской войны, которая весьма сильно будет напоминать войну, которая началась в Ливане между маронитами, шиитами и суннитами в 1975 году и длилась 15 лет.