Тот факт, что у ведущих политиков Страны восходящего солнца появились прозвища, сам по себе примечателен. При сложившейся в стране "полуторапартийной системе" либерально-демократическая партия (ЛДП) находится у власти почти все послевоенные годы. Она имеет в парламенте больше мандатов, чем все ее противники вместе взятые. И главная предвыборная борьба идет не между разными партиями, а между фракциями ЛДП. При мучительных поисках общеприемлемой фигуры нередко выдвигалась самая бесцветная.
Помню, как в 60-х годах я спросил рослого красавца Накасонэ: "Когда же вы станете премьер-министром?" "Вряд ли скоро, - ухмыльнулся он. - У меня слишком яркая внешность..." Ныне же, когда настало время решительных шагов, вошли в моду колоритные личности. Бетховенская шевелюра Коидзуми не только сделала его кумиром домохозяек. Она привлекла к нему внимание как к политику, способному на неординарные поступки. Ежегодно посещая храм Ясукуни - место поминовения японцев, погибших в годы войны, - он вызвал бурю негодования в Китае и Корее. Но дал соотечественникам знак, что пора избавиться от комплекса вины.
В политическом мире Японии семейственность - явление традиционное. Но мало кто может похвастать таким количеством высокопоставленных предков, как Синдзо Абэ, за что он и получил прозвище Принц. Его дед в 1941 году был членом кабинета Тодзио, при котором японцы совершили нападение на Пирл-Харбор. Поэтому после капитуляции американцы арестовали Киси как военного преступника класса "А". Но вместо трибунала он был неожиданно освобожден из тюрьмы и стал верно служить оккупационным властям. При их поддержке Киси в 1957 году стал премьер-министром и вопреки массовым протестам добился ратификации "договора безопасности".
В 1956 году премьер-министр, социалист Хатояма договорился с Хрущевым о подписании совместной декларации насчет прекращения состояния войны и восстановления дипломатических отношений. В ней Советский Союз пообещал после заключения мирного договора передать Японии острова Хабомаи и Шикотан, дабы навсегда закрыть территориальный спор между нашими государствами. Однако небезызвестный госсекретарь Даллес пригрозил Токио, что если Япония нормализует отношения с СССР на этих условиях, американцы навсегда оставят за собой Окинаву. Именно Киси, сменивший Хатояму на посту премьера, уклонился от дальнейших переговоров с Москвой и вновь выдвинул требование вернуть Японии все четыре южнокурильских острова.
Возглавив нынче японское правительство, внук Нобусукэ Киси - Синдзо Абэ назвал своим приоритетом пересмотр положений послевоенной конституции, запрещающей Японии создавать вооруженные силы и тем более - использовать их за пределами страны.
До сих пор никто в Японии не решался на пересмотр послевоенной конституции. Однако Принц назвал это своим приоритетом.