Депутат: у России нет проблем с Европой

Общая черта обеих встреч: единственной страной, участвующей в двух важнейших форумах геополитического масштаба, стала Россия.

Этот факт нельзя назвать ни случайностью, ни дипломатической заданностью - он просто отражает современную геополитическую картину мира, в которой Россия занимает особое место, вернув себе исконную историческую роль страны, на гербе которой изображен двуглавый орел, смотрящий и на Запад, и на Восток.

Если же от геральдических символов перейти к реальной политике, становится ясно, что сегодня эти два важнейших направления российских политико-экономических действий по сути составляют неразрывное единство, заметно укрепляя международные позиции страны. Мне уже приходилось писать о том, что без участия России невозможно устойчивое развитие нынешнего глобального мира. Ханой и Хельсинки, почти совпавшие по времени, вновь символизируют эту особенность современных геополитических реалий.

Несолидные заявления варшавский руководителей, угрожающих сорвать саммит ЕС – Россия в Хельсинки, вызвали настоящий шок в европейских столицах

Эта естественная, повторю, исконно историческая биполярность российской внешнеполитической модели, которая была на время утеряна в XX веке, сменившись парадигмой идеологического противостояния, и полностью восстановлена за годы президентства Владимира Путина, превращает Россию в один из важнейших факторов мировой стабильности. Именно на этой основе зиждется особый интерес к сотрудничеству с Россией стран Евросоюза, которые вполне закономерно хотели бы получить от нас свою долю внимания в заочном соревновании с бурно растущим Азиатско-Тихоокеанским регионом. Разумеется, и для России чрезвычайно важна европейская составляющая. Интерес тут обоюдный, взаимный. А потому подготовка нового базового Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС выливается во вполне рациональный, здравый дипломатический торг, в котором каждая из сторон стремится в максимальной степени обеспечить свой интерес.

И вдруг в этот здравый, прагматичный, солидный диалог, итоги которого важны как минимум для ближайших десятилетий, в своего рода "греческий хор", создающий фон для принятия разумных, взвешенных, взаимоприемлемых перспективных решений, нелепым диссонансом врывается некая фальшивая нота относительно чьих-то текущих сиюминутных надобностей. Именно так выглядит в глазах серьезных партнеров по ЕС польское вето на начало переговоров по базовому Соглашению о партнерстве ЕС - Россия.

В последние дни на эту тему сказано и написано немало. Несолидные заявления малоопытных варшавских руководителей, угрожающих сорвать саммит ЕС - Россия в Хельсинки, вызвали шок и в европейских столицах, и в самой Польше. Французская газета "Фигаро", которую уж никак не упрекнешь в особых симпатиях к России, в связи с этим комментирует 14 ноября заявление польской оппозиции: "Необходимо твердо вести переговоры с Россией, возможно и жесткие, но для того, чтобы чего-то добиться, не для того, чтобы в очередной раз показать наше искаженное гримасой лицо".

Опытные европейские государственные деятели пожинают плоды неумеренной горячки прошлых лет, которая привела к неоправданно поспешному расширению Евросоюза. Это расширение, а вернее сказать, торопливое раздутие ЕС, спровоцированное радикально настроенными политиками, уже вызвало недовольство самих "старых европейцев", отказавшихся во Франции и Нидерландах голосовать за новую конституцию ЕС. А изначальный принцип консенсуса при принятии решений после вступления в ЕС неофитов и политических нуворишей стал тормозом для развития Европейского союза в целом. Несолидный польский демарш только омрачил подготовку к саммиту в Хельсинки, заставив высших функционеров ЕС лихорадочно уговаривать Варшаву отказаться от претензий санитарно-эпидемиологического свойства.

Польский демарш, никак не повлияв на позицию России и не ослабив ее, поставил немало фундаментальных вопросов о дальнейшем развитии Европейского союза в целом, о его роли в будущей европейской архитектуре. Для наиболее дальновидных политиков Европы на горизонтах замаячили возможные сложности, связанные с поспешным расширением НАТО.

Кстати

Нет ничего странного в том, что серьезные европейские политики утверждают: именно партнерство с Россией - партнерство на новых принципах с новой сильной Россией - может позитивно сказаться на общем положении дел в ЕС, создать базу для устойчивого стабильного развития Евросоюза в целом.