Россияне, возможно, не увидят первую экранизацию романа Булгакова

Фильм "Мастер и Маргарита", снятый в 1993 году Юрием Карой, все еще недоступен публике: его продюсеры и наследники авторских прав писателя не могут найти общий язык. Мы пригласили обе стороны для дискуссии, чтобы этот спор наконец-то выиграл зритель.

 

 

В "совете экспертов" участвуют режиссер Юрий Кара, представители компании "ТАМП" Ирина Минеева и академик Олег Мелик-Саркисов, управляющий партнер юридической компании "Тулубьева, Осипов и партнеры" Ирина Тулубьева, вице-президент авторского совета Российского авторского общества писатель Сергей Есин, заместитель начальника договорно-правового управления РАО Людмила Максимова, юристы Мария Старостина и Елена Широкова, директор издательства "Художественная литература" Сергей Колесников, журналист Татьяна Трубникова.

Ведет "совет" заместитель главного редактора "РГ" Ядвига Юферова.

Российская газета | Перед советом экспертов в "Российской газете" мы с большим удовольствием посмотрели ваш фильм. Фильм интересен. Достаточно перечислить его актеров, чтобы стало ясно: это национальная ценность. В роли Понтия Пилата - Михаил Ульянов, Воланда - Валентин Гафт, Мастера - Виктор Раков, Маргариты - Анастасия Вертинская, Иешуа - Николай Бурляев, Коровьева - Александр Филиппенко, Бездомного - Сергей Гармаш, Римского - Сергей Никоненко, Левия Матвея - Лев Дуров... Фильм спорен, но спорной обречена быть любая попытка экранизировать "заколдованный роман". Однако пора горячих эстетических споров еще не пришла, потому что затянулась пора неразрешимых споров юридических.

Мы попросим режиссера фильма Юрия Кару изложить свое видение конфликта.

Юрий Кара | Очень жаль, что у Булгакова не осталось прямых наследников - у него не было детей. Были сыновья у его третьей супруги Елены Сергеевны, один из которых после ее разрыва с генералом Шиловским остался с матерью, но Булгаков их не усыновил. Так что право потомков детей Е.А. Шиловского наследовать авторские права для меня сомнительно. Твердо зная, что в те годы по закону роман находился в общественном пользовании, я и приступил к работе над фильмом. У романа много редакций, мастер его совершенствовал, но, увы, не сделал окончательного варианта, и смысл многих эпизодов от версии к версии менялся. К примеру, в первых редакциях по поводу горящей Москвы Воланд говорит: "Мощное зрелище... До некоторой степени это напоминает мне пожар Рима". В опубликованном варианте: "Какой интересный город, не правда ли?" - "Мессир, мне больше нравится Рим", - отвечает Азазелло. И это уже совсем другой смысл. Теперь прикинем, когда все это происходило. Бездомный родился в 1917-м, ему 25 лет. Значит, перед нами 1942 год, и Москва действительно горит под немецкими бомбами. Понимаете: Булгаков ощущал будущее! Он рельефно видел места, где не бывал: вспомним описание пустыни. Даже кажется, что Булгаков каким-то образом побывал на балконе у Понтия Пилата. Многие такие догадки мы внесли в фильм. Все в романе имеет четкую причинно-следственную связь, но в процессе его переработок многие связи были разорваны, и мы пытались их восстановить. Почему я об этом рассказываю? Г-н Шиловский, заявивший права на творческое наследие Булгакова, требует, чтобы мы следовали каноническому изданию. Но у режиссера всегда было право на интерпретацию. И г-н Шиловский здесь превышает свои полномочия. Тем более что каноничность любого издания "Мастера и Маргариты" условна: никто не знает, каким был бы окончательный вариант.

РГ | Что мешает выпустить картину на экран?

Кара | Появление после окончания производства фильма наследников авторского права Булгакова с их беспрецедентными требованиями. И я хотел бы взглянуть на документы, по которым выданы свидетельства о наследовании прав. Насколько я знаю, дед г-на Шиловского, когда Елена Сергеевна уходила от него к Михаилу Афанасьевичу, даже пытался стрелять. Не знаю, выстрелил или нет, но пистолет доставал. То есть потомок человека, который пытался застрелить Булгакова, теперь обладает правами на его литературное наследство! Но это, по-моему, то же самое, как если бы наследие Пушкина отдали родственникам Дантеса.

Олег Мелик-Саркисов | Все идет от несовершенства наших законов. Мы много лет не можем убедиться, что требования г-на Шиловского легитимны. Когда издательство "Синергия" напечатало "Мастера и Маргариту", г-н Шиловский подал в суд. Но суд затребовал наследственное дело - и он иск отозвал. Это заставляет усомниться: а есть ли наследственное дело в природе? Второе: г-н Шиловский - председатель Фонда Михаила Булгакова и должен продвигать наследие писателя. Но все наоборот: тем, кто хочет напечатать Булгакова, снять фильм или поставить спектакль, чинятся препятствия. Анастасия Вертинская рассказывала, что даже президент, вручая ей орден, спросил: "А когда мы увидим вашу Маргариту?".

РГ | Когда и кем был сделан фильм?

Ирина Минеева | В начале 1991 года генпродюсер Владимир Скорый встретился с Юрием Карой и купил режиссерский сценарий. 17 февраля 1991 года заключен договор. Работа должна была вестись Ялтинской студией, компанией "ТАМП" и ООО "Союзтелерадио". Но "Союзтелерадио" отказалось от финансирования, Ялтинская студия не захотела взять часть возникшего дефицита средств на себя, и производство на юге было закрыто. Тогда было принято решение московские сцены снять в Москве, а сцены Иешуа - Пилат - в Израиле. В начале 1992-го был заключен договор со Студией имени Горького, которая, предполагалось, будет полноправным партнером "ТАМПа". Но она захотела сразу же получить свою долю еще не существовавших прибылей, и тогда финансирование и организацию проекта приняла на себя компания "ТАМП". Услуги по производству фильма предоставили Студия имени Горького, "Мосфильм", Свердловская киностудия, студия "Классика".

РГ | Когда фильм был закончен?

Минеева | Он сдан на двух пленках до августа 1993 года, то есть до нового Закона "Об авторском праве". А когда мы начинали картину, действовало законодательство 1964 года, по которому авторские права на произведения Булгакова не охранялись. Из этого закона мы и исходили, приступая к работе. К концу 1993 года оба режиссерских варианта фильма (2-часовой и 3,5-часовой) существовали на одной пленке. И дальше картина становится заложницей экономической и правовой ситуации. Начало 1990-х для нашего кино было страшным временем: студии стояли, был разрушен прокат. ТВ за право показать фильм давало не более 20 тысяч долларов. А ведь это фильм, производству которого Владимир Скорый подчинил свой бизнес!

РГ | Но известно, что были конфликты продюсера с режиссером. В чем они состояли?

Минеева | В 1993 году Юрий Кара и продюсеры возили 3,5-часовой вариант на кинорынок в Лос-Анджелес. Но условия, которые диктует мировой кинопрокат, жесткие: не более двух часов. Приехав из США, режиссер смонтировал двухчасовую версию, которая вызывала вопросы. Мы хотели перемонтировать картину, но без участия режиссера. Это было неправильно, признаю, и мы об этом сожалеем. Но со стороны режиссера тут же последовали резкие шаги, и конфликт затянулся на несколько лет.

РГ | А когда свои претензии наследника предъявил г-н Шиловский?

Минеева | Он позвонил в конце 1994 года, когда фильм уже имел прокатные удостоверения. Мы о его существовании не подозревали, потому что, повторяю, действовали в рамках Закона 1964 года. И не взяли г-на Шиловского в расчет.

Сергей Есин | Как это не взяли, если во всем мире литературные права защищены законом?

Минеева | Еще в самом начале работы я консультировалась в Российском авторском обществе, но в то время наследие Булгакова в нашей стране не охранялось и никаких сведений о Шиловских ни в РАО, ни в Роскомкино не было. Сегодня никто не ставит под сомнение, что наследие Булгакова надо охранять. Но мы не считаем Шиловского и Дарью Писарчик наследниками авторских прав Булгакова. Они - наследники имущества Елены Сергеевны Булгаковой и Евгения Александровича Шиловского. Но авторские права Булгакова они не могли наследовать.

Есин | Если вы в этом так уверены - обратитесь в суд. В области авторского права происходит множество противоправных действий и судебных процессов идет огромное количество, а будет еще больше. Газеты используют принадлежащие определенным авторам стереотипы, заимствуются названия фирм и пищевых продуктов. Но все споры по этому поводу в компетенции одного только суда. Моральную сторону вопроса я понимаю, и в этом смысле целиком на стороне защитников общенационального достояния. Конечно, наследники иногда забывают, что наследуют не мешок с мукой, а произведения искусства. И своими руками уничтожают ценности, которыми владеют. Так исчезает, например, из памяти имя крупного советского поэта, написавшего множество любимых песен, - Исаковского. Потому что наследники обставляют все такими трудностями, что с ними уже никто не хочет иметь дело. Но говорить о моральной стороне дела тут почти бессмысленно. Только суд может все решить. Есть закон, и Российское авторское общество всегда будет на стороне авторов и честных наследников.

Людмила Максимова | Представители компании "ТАМП" сказали, что для них Шиловские не наследники. А я видела документ о праве на наследство.

Елена Широкова | Так как Сергей Шиловский не был усыновлен Булгаковым, то по закону прямым наследником он не являлся. Он наследник своей матери, Елены Сергеевны Булгаковой, которая унаследовала права на произведения Булгакова как его вдова. В завещании Булгакова, естественно, никакого Шиловского нет. Авторское право составляло 15 лет, потом его продлили до 25. По Закону 1993 года его срок был увеличен до 50 лет со дня смерти автора. Но к моменту, когда г-н и г-жа Шиловские пришли оформлять свои права, авторские права, переданные Елене Сергеевне, уже истекли и не входили в наследственную массу. Как ему выдали свидетельство о наследовании этих прав - непонятно.

Есин | Это и нужно оспаривать. Мы все за то, чтобы фильм вышел на экран. И мне непонятна позиция продюсеров: почему дело до сих пор не в суде? Прошло уже столько времени, что в суде неизбежно возникнут подозрения: значит, здесь что-то не так, если тянули так долго.

Ирина Тулубьева | Я могу прокомментировать вопрос о том, как г-н Шиловский мог унаследовать авторское право, если на момент смерти Елены Сергеевны авторское право Булгакова законом не охранялось. Но оно охранялось во всем мире. Поэтому довод, что наследник не мог унаследовать авторское право, поскольку его не было, безоснователен. У наследников Булгакова периодически бывают суды - например, когда объявились в качестве претендентов другие родственники писателя. Все документы тогда тщательно проверялись, но оспорить права г-на Шиловского не удалось. Конечно, это может показаться несправедливым, что какие-то люди владеют национальным сокровищем, не будучи его создателями, но это обычное дело. И если кто-то сомневается в чьих-то правах, он должен доказать иное. А обсуждать миллион или два миллиона долларов, которые требуют наследники, - некорректно. Есть свобода заключения договора: хотите - заключайте, хотите - нет.

Трубникова | Но требования должны быть вменяемые. А г-н Шиловский в свое время прислал в "ТАМП" письмо, требуя внести в фильм поправки! У него были претензии: много обнаженной натуры. Но что делать: у Булгакова Маргарита летала обнаженной!

РГ | Вопрос к юристам: права наследников ограничены законом? Они могут потребовать десять миллионов долларов, двадцать... Есть пределы?

Мария Старостина | Действительно, в данном случае закон получил обратную силу и продюсеры попали в сложную ситуацию. Произведения считались национальным достоянием, и люди законно их использовали, после чего закон сказал: вы уже не в своем праве. А вопрос о границах притязаний наследников сложен. К примеру, у них существует право на защиту репутации автора, защиту произведения от искажений, от использования его в непристойных формах и т.д.

Минеева | А как же быть с правом авторов фильма на интерпретацию?

Старостина | Единственный путь - договариваться.

Тулубьева | Сергей Сергеевич Шиловский знает о нашей встрече в "РГ" и просил передать, что он готов к переговорам. Фильм - это огромная работа творческого коллектива, и он должен увидеть свет.

Сергей Колесников | Я попытаюсь ввести разговор в другое русло. В последнее время издания булгаковских произведений сократились. Многие издательства не могут их печатать потому, что не в состоянии платить наследникам такие деньги. А ведь это национальное достояние.

Есин | Это демагогия. В любом книжном магазине можно купить Булгакова. Он издается.

Колесников | За десять лет моей работы в издательстве "Художественная литература" мы Булгакова не издавали - не могли позволить себе заплатить наследникам гонорары, которых они требовали. Раньше мы Булгакова издавали: авторскими правами никто не пользовался. Когда журнал "Москва" впервые опубликовал "Мастера и Маргариту", редакция заплатила вдове писателя гонорар из чисто нравственных соображений. Потому что Елена Сергеевна не обладала правами наследницы.

Тулубьева | Но потом законом было определено, что она является наследницей.

Минеева | В 1996 году мы пробовали договориться с г-ном Шиловским, не вникая в его родословную. Пытались убедить его признать, что фильм сделан, когда Закон об авторском праве не действовал.

Есин | Если фильм создан до 3 августа 1993 года - вперед, выпускайте его на экраны. Но если вдруг окажется, что он завершен уже после 3 августа - у вас будут проблемы.

РГ | А сколько лет должно пройти, чтобы фильм мог выйти без вмешательства наследников?

Тулубьева | Роман опубликован в 1967-1968 годах. Прибавьте к этому 70 лет.

Семейное дело.

Комментарий

наследника

Один из обладателей авторских прав Булгакова Сергей Шиловский не смог присутствовать на нашей встрече, но прокомментировал ситуацию в интервью.

Сергей Шиловский | М.А. Булгаков умер в 1940 году, не оставив завещания, и требования моих оппонентов показать завещание поэтому невыполнимы. По закону его наследниками могли быть его вдова, дети или родители. Детей у Булгакова не было, а родители умерли, и наследницей имущества, в том числе и авторского права, стала его жена Елена Сергеевна. У нее было два сына. Старший умер еще при ее жизни, остался младший, Сергей, мой отец. Кстати, он жил в доме Булгакова и был им усыновлен. После смерти Елены Сергеевны наследниками стали дочь ее старшего сына и мой отец. После его смерти свидетельство о праве на наследство было оформлено на меня, оно датировано 1978 годом.

До принятия в 1993 году Закона "Об авторском праве и смежных правах" действие общепринятых сроков авторского права в России было приостановлено. В 1992-1995 гг. Россия изменила законодательство, подписала Бернскую конвенцию и приняла международные обязательства, по которым авторское право распространялось на 50 лет после первой публикации, если она произошла после смерти автора. В прошлом году срок был увеличен еще на 20 лет.

Сегодня наследники прав на творчество Булгакова - Дарья Шиловская (Писарчик) - моя племянница по линии старшего сына Елены Сергеевны, и я - по линии ее младшего сына. Тем, у кого есть сомнения, могу ответить так. На территории бывшего СССР примерно 50 издательств печатают Булгакова, среди них "ЭКСМО" и "АСТ". По числу изданий произведения Булгакова сегодня на первом месте. За последние несколько лет только в России выпущены три полных собрания сочинений. Книги Булгакова опубликованы во всех странах, не говоря уж о театральных постановках, которых только в России более 60. И в каждой книге есть копирайт: М.А. Булгаков - наследники. То есть издательства и театры мира признают нас наследниками. Мы - члены Российского авторского общества и ряда европейских авторских организаций, включая Международную конфедерацию обществ авторов и композиторов, и ни одна из стран без разрешения наследников не возьмет на себя смелость издать или поставить на сцене произведение, охраняемое Законом "Об авторском праве". Самый свежий пример - телесериал "Мастер и Маргарита", снятый на основании заключенного договора.

Поэтому странно звучит заявление директора издательства "Художественная литература", что изданию Булгакова кто-то препятствует. В любом книжном магазине вы найдете не менее двадцати таких изданий. При заключении договоров в соглашениях фиксируется процент отчислений от оптовой цены тиража, который у всех издательств примерно одинаков. Что касается "Художественной литературы", то это издательство действительно за последние десять лет не выпускало произведений Булгакова, но это результат его творческой политики, а не козней со стороны наследников. У меня с ним за эти годы не было ни одного контакта, так что эти обвинения голословные.

РГ | Что мешает выпуску фильма Юрия Кары на экран?

Шиловский | Это вопрос, который я задаю себе уже несколько лет и не нахожу ответа. Лично я ни к г-ну Каре, ни к продюсеру г-ну Скорому не обращался. Зато г-н Кара, наверное, забыл, что когда у него в 1994-1995 годах начались судебные разбирательства с продюсерами, то он позвонил и спросил, не могут ли наследники Булгакова выступить в суде на его стороне. Мы ему отказали - считали, что участники конфликта между собой должны разбираться сами. Фирма "ТАМП", которая является продюсером и единственным владельцем фильма, обратилась ко мне в 1997 году. Мне показали фильм, что меня удивило, потому что из сообщений в прессе о ходе судебного разбирательства режиссера с продюсером я знал, что картина пропала. Мне объяснили, что фильм требует перемонтажа и что идут поиски инвестора. Как раз в тот период у меня был подписан эксклюзивный договор с американской студией о съемках фильма по "Мастеру и Маргарите". Я пообещал людям из "ТАМПа", что как только они смогут доработать свой фильм, я приложу все усилия, чтобы договориться с американцами и не препятствовать выпуску его на экраны в России.

РГ | А кто в Америке собирался ставить фильм?

Шиловский | Чуть ли не все голливудские звезды выразили желание участвовать в этом проекте, начиная от Спилберга и кончая Дастином Хофманом и Аль Пачино. Но проект заглох: студия не смогла собрать достаточно денег, чтобы оплатить этих звезд. А в 1999 году заключенный с нею договор истек и начались переговоры с "Мост-видео" - Владимир Бортко тогда собирался делать свой сериал с НТВ. Ни г-н Кара, ни г-н Скорый не появлялись и обратились ко мне только 14 августа 2002 года, прислав проект договора, по которому мы, наследники Булгакова, должны были дать компании "ТАМП" разрешение на выпуск фильма. Слово "наследники" там было написано черным по белому, т.е. тогда они нас наследниками признавали. На следующий день я отправил им письмо, где поставил условия, которые выставляю всегда: представить на рассмотрение правообладателя окончательные варианты сценария и фильма, которые не должны содержать эротики и сцен, не предусмотренных произведением. Это нормальное требование: задача наследников авторского права как раз и заключается в охране текста от искажений и дописок. Но ответа на это письмо я не получил. Зато в прессе начались интервью г-на Кары с весьма нелицеприятными высказываниями в мой адрес.

Тем временем мы заключили договор с каналом "Россия" и компанией Central Partnership о производстве телефильма "Мастер и Маргарита", что само по себе подтверждает: с нами вполне можно договориться. Г-н Кара и "ТАМП" поняли, что с выходом телефильма коммерческая ценность их картины упадет. Хочу подчеркнуть, что многие актерские работы в фильме Кары значительно сильнее, чем в фильме Бортко. Но стало ясно, что судьба картины провисает, потому что продюсеры телефильма, естественно, выдвинули условия насчет своих эксклюзивных сроков. Тогда мои оппоненты и поставили под сомнение наши права наследников и стали требовать демонстрации несуществующего завещания.

В 2004 году прошел судебный процесс о признании наших прав недействительными. Кто был его инициатором, нетрудно догадаться. Истцами выступили две племянницы Булгакова. При этом они не скрывали, что не собирались подавать в суд - их убедили это сделать. В суде были подняты все необходимые документы, и истцы были вынуждены отозвать иск - с такой очевидностью наши права были подтверждены.

РГ | Что теперь мешает выходу фильма на экраны?

Шиловский | Нет соглашения между наследниками и продюсерами фильма: на мое письмо 2002 года ответа я не получил, и проект договора остался проектом. Но давайте подумаем и о том, а может ли фильм в таком виде выйти на экран? Его звук, качество пленки не соответствуют современным кондициям, фильм требует перемонтажа. Чтобы выпустить его, нужно вложить большие деньги. Когда фильм без нашего разрешения был показан на Московском кинофестивале, мы не стали поднимать скандала - думали, может, это даст возможность привлечь инвестора. Увы, этого не произошло.

РГ | А разве нельзя показать фильм в его оригинальном виде? Как исторический артефакт.

Шиловский | Допустим. Я даже знаю людей, не только готовых выпустить фильм на экран, но и заплатить за это. Но такие деньги "ТАМП" не устраивают. Так что проблема не в наследниках. Если "ТАМП" считает, что мы неправомочны, то почему фильм не вышел на экраны? Пусть выпускают. Но они понимают, что тогда придется объясняться не только с наследниками, но и с теми, кому были переданы права на экранизацию: с каналом "Россия" и Central Partnership. А объясняться с профессионалами такого уровня, по-видимому, не хочется. Хотя и эти вопросы я готов взять на себя.

РГ | Так что же, тупик?

Шиловский | Хотя мои оппоненты не вызывают у меня симпатий неуважительным отношением ко мне и моим родственникам, я понимаю, что по актерским работам фильм очень неплох, если не сказать, что хорош. Поэтому я готов подписать соглашение на приемлемых условиях. Но разговаривать могу с людьми, которые реально будут заниматься выпуском фильма на экран. Потому что команда господ Скорого и Кары за столько лет не сделала в этом направлении ничего, хотя с каждым годом фильм теряет финансовую и эстетическую привлекательность. Пользуясь случаем, хочу проинформировать оппонентов, что у меня имеются предложения о производстве нового полнометражного фильма "Мастер и Маргарита" в России, и в случае невыхода фильма Юрия Кары на экраны в 2007 году я, к сожалению, уже не смогу им помочь, поскольку буду связан соответствующими эксклюзивными обязательствами.

РГ | Создатели фильма утверждают, что закончили его в 1993 году, до вступления в действие Закона "Об авторском праве", а закон обратной силы не имеет.

Шиловский | Есть прокатное удостоверение: оно датировано 1994 годом.

Заключение

Время идет, фильм стареет, ушли из жизни некоторые его участники. Может погибнуть и картина, так и не увидев экрана: есть опасность, что завтра это законсервированное культурное достояние будет интересовать только историков кино. Но в фильме есть уникальные актерские работы, его с интересом посмотрели бы десятки миллионов людей, у него еще может быть счастливая прокатная судьба. Поэтому со страниц "РГ" мы обращаемся и к Владимиру Скорому, и к Сергею Шиловскому с предложением сесть за стол переговоров, чтобы сделать прекрасный подарок и себе, и соотечественникам.