Новости

24.11.2006 00:10
Рубрика: Общество

Пора умом богатеть

Миллионы, полученные по нацпроекту, верхневолжским школам пришлись кстати

Верхняя Волга

Первые результаты нацпроекта "Образование" верхневолжские педагоги и чиновники от образования вместе с коллегами из всех российских регионов обсуждали 22 ноября в Кремлевском Дворце на общественно-педагогическом форуме "Приоритетный национальный проект "Образование" в действии".

И тверичам, ярославцам, вологжанам, ивановцам, владимирцам, костромичам есть чем поделиться. Есть успешные школы и талантливые педагоги, признанные лучшими в стране. Череповецкий преподаватель Андрей Успенский стал лауреатом конкурса "Учитель года России-2006".

Сейчас лучшие из лучших школы заняты хоть и приятным, но достаточно хлопотным делом. До наступления 2007 года российские школы должны освоить гранты, полученные по нацпроекту. О том, как идет этот процесс в Верхневолжье, узнали корреспонденты "РГ".

Цифра для лидера

В Ярославской области по нацпроекту "Образование" грант в миллион рублей сумели получить 22 школы. Во всех, куда корреспондент "РГ" обратился с вопросом о покупках, сделанных на подаренный миллион, с нескрываемой радостью сообщили, что деньги уже почти освоены, причем в полном соответствии с пожеланиями педколлективов. В гимназии имени А. Л. Кекина города Ростова, по словам ее директора Алексея Гаврилова,  приобрели оборудование и наглядные пособия для кабинетов химии, биологии и физики, новые парты, интерактивную доску, телевизоры, DVD-плееры, оборудование для локальной компьютерной сети. Все, кроме локальной сети, уже в гимназии.

Средняя общеобразовательная школа села Нагорье Переславского района обзавелась третьим компьютерным классом, где будут проходить уроки не только по информатике, но и по другим предметам школьного курса. Кроме того, приобрели  программный продукт нового поколения "КМ-школа", который позволит сельским учителям и ребятне шагать в ногу со временем. Новое оборудование появилось в кабинетах химии, физики, биологии. Библиотека пополнилась новыми учебниками.

Привыкают к "обновкам" и в ярославской школе № 2, где  появился  суперсовременный компьютерный класс, две мультимедийные системы – для начальной школы и филологических классов. Первоклашки, занимающиеся по особой методике, направленной на развитие в детях качеств лидера, получили  в подарок цифровую видеокамеру и два цифровых фотоаппарата. Полны восторга и любители уроков физкультуры: в спортзале появились велотренажер, многофункциональный станок, беговая дорожка,  всевозможные "навороченные" обручи и гимнастические мячи. Во второй школе, как и в большинстве других, миллионный грант изменил облик кабинетов физики, химии, биологии, математики. Сто тысяч рублей в школе потрачено на одну только дополнительную литературу.

– Процесс освоения школами выделенных в рамках нацпроекта "Образование" денежных средств в области идет спокойно, – сообщил первый заместитель директора департамента образования администрации Ярославской области Михаил Груздев. – никаких патовых ситуаций нет, и до нового года деньги будут израсходованы.

Причину такого благополучия, которое наблюдается сегодня далеко  не во всех регионах России,  директор одной из школ-миллионщиков объяснила так:

– Мы провели все конкурсы, как только узнали, что выиграли, не дожидаясь получения денег. А когда деньги пришли, заключили договоры с хорошо знакомыми, проверенными поставщиками, и к сегодняшнему дню уже "отоварились".

С прицелом на второй миллион


В Ивановской области, по словам координатора реализации нацпроекта Светланы Горошко, работа началась еще в мае, до получения результатов конкурса. Директорам рассказали, что им предстоит сделать. Там же фирмы-поставщики начали борьбу за миллионы – они пообещали не брать деньги за выезд и консультацию специалистов, а в случае, если оборудование будет покупаться у них, дополнительно поставить лицензионное программное обеспечение.  

Хотя школы в первый раз проводили аукционы и торги, проблем они не испытывали: им активно помогали власти муниципальных образований и финансовых органов, имеющих в этом деле опыт. К середине ноября почти половина денег уже была израсходована, есть школы с "готовностью" в 70 – 80 процентов. Основная масса закупок будет завершена к началу декабря – к этому времени заканчиваются торги.

Известны предварительные итоги расходования миллионов – большая часть средств пошла на модернизацию материально-технической базы.

По мнению Светланы Горошко, для директоров проделанная работа, включая участие в конкурсе – дополнительная и очень сложная нагрузка, но она послужит богатым опытом в будущем. Ведь вопреки первоначальным планам, выигравшие школы могут участвовать в конкурсе и на следующий год. Правда, за те же заслуги, за которые они получили миллион – 2006, присуждать победы никто не будет. Придется осваивать новое. Но сделать это учебным заведениям вполне по силам – инновационные школы, как правило, развиваются комплексно, по нескольким направлениям сразу.

Сельчане тратят быстрее

В Вологодскую область миллионы для каждой из 25 школ пришли с опозданием, только в октябре. Были сложности с перечислением средств в Федеральное казначейство РФ, оттуда – в областное и так далее. Но время ожидания многие школы, по словам координатора реализации нацпроекта, начальника отдела аттестации Марины Коробовой, использовали для того, чтобы, как и другие их верхневолжские коллеги, провести котировки цен. В итоге закупки прошли оперативно. Особенно сложно было сельским школам – ни у них, ни у районных властей не было опыта таких масштабных приобретений. Зато именно среди сельчан больше всего тех, кто уже израсходовал все средства. Остальные должны до 10 декабря потратить последние рубли из миллиона.

Больше всего на Вологодчине покупают компьютерную технику, хотя область регулярно обновляет ее парк. Спросом пользуются также мультимедийные установки, оргтехника, комплекты классов химии, физики, математики – без них сложно перейти на профильное обучение.

Лоты директора школ объединяли неохотно, но те, кто это сделал и закупил сразу 5 – 7 кабинетов, смогли сэкономить. По словам Марины Коробовой, директора школ жалуются на то, что с лета цены на закупаемое оборудование поднялись. Поставщики воспользовались ситуацией – бюджетные деньги многими организациями должны быть освоены до наступления нового года, поэтому покупатель все равно найдется. 

Директор средней школы № 2 города Грязовец Наталья Москвина говорит, что деньги были потрачены на приобретение программно-методического обеспечения, модернизацию материально-технической базы и приобретение лабораторного оборудования. В школе уже работают спортзал с десятью новыми тренажерами и информационный центр с 13 компьютерами.

Скоро поступит многофункциональный комплекс "Дидактика" для модернизации работы учителя, картохранилище, тросовая система для плакатов, маркерная и текстильная магнитная доска-экран, учебная мебель, швейное и слесарное оборудование, медиатека по многим предметам, видеомагнитофон, телевизор, проекторы и много иных полезных для школы и современных вещей. Повысить квалификацию и переподготовить учителей не успели: в московских академиях сказали, что все места уже заняты – "миллионщиков" много.

Решетка для компьютера

Миллион, полученный каждой из пятнадцати костромских школ в рамках национального проекта, и еще пятнадцать школ, что получили по 100 тысяч рублей, оказались, по мнению заместителя директора областного департамента образования и науки Анатолия Драничникова, весьма кстати. Поскольку многие школы, особенно сельские, уже давно не обновляли ни, так называемую, материальную часть – столы, парты, ни учебное оборудование: "с 90-х годов не переоснащались школы, как-то все у государства до этого не доходили руки".

Потому немудрено, что именно на это, в основном, тратит сейчас эти суммы школьное руководство. Типичный расклад таких затрат – в Нерехтской школе-гимназии № 1. На добытый в труднейшей конкуренции с другими учебными заведениями миллион здесь закупили 12 современных компьютеров и вдобавок к ним – ксерокс, сканер, цветной принтер, затратив на это львиную долю гранта.

На 280 тысяч рублей купили школьной мебели, на 70 тысяч рублей – спортивного инвентаря. А дальше уже по мелочи, но "мелочи" крайне необходимой – дидактический материал для изучения биологии, русского языка и литературы, географии.

– Мы к этому гранту шли, не думая вообще-то о нем. Старались давать ребятам такие знания в нашем маленьком поселении на 30 тысяч жителей, чтобы были они не хуже, а может даже  и лучше, чем в школах областного центра, – пояснила завуч гимназии Ирина Морозова. – И учащиеся не раз с успехом подтверждали этот высокий уровень на всевозможных олимпиадах – муниципальных, областных, всероссийских. Причем, побеждали не только по учебным дисциплинам – привозили дипломы и с соревнований спортивных, танцевальных. Теперь же, когда расширилась учебная база, расширились и возможности как у преподавателей, так и у ребят.

Такой расклад трат на школьные нужды оказался характерен практически для всех "миллионеров". И для городской школы № 6 Костромы, и для сельской рублевской школы Буйского района. Правда, для маленькой сельской пришлось еще закупить надежные железные двери и решетки на окна– ведь у них теперь есть что охранять: компьютерную технику.

Единственное, что, по отзывам хозяйственных руководителей учебных заведений, отчасти омрачило радость от покупки полезных вещей для родной школы, это их юридическая неосведомленность в проведении необходимых по условиям использования миллиона тендеров. Своевременная учеба школьных кадров, по мнению главного бухгалтера Костромской школы-гимназии № 28 Татьяны Забегаевой, значительно упростила бы весь процеcc.

Тендер с опережением

Самым большим минусом в освоении миллиона учителя Тверской области назвали корреспонденту "РГ" большое число отчетов и проверок.

– С начала октября мы уже отправили в Москву Федеральному оператору по приоритетному нацпроекту "Образование" девять отчетов, в местный департамент – шесть таблиц, столько же – в институт усовершенствования, – добросовестно перечисляли педагоги спецшколы № 12 города Твери. – С проверками к нам приходили из прокуратуры и УВД.

Немало пришлось помучиться прежде чем разобрались с механизмом закупок  – ошибка закралась при проведении котировок, дополнительно уточнялась смета. Хотя в школе не сомневаются: большая бумажная работа стоит того.

Вопроса, как потратить свой миллион, в школе № 12 не возникало: давняя мечта преподавателей и учеников – современный лингафонный кабинет. Чуть меньше четверти миллиона ушло на покупку 12 ноутбуков, примерно столько же – на обычные компьютеры. На оставшуюся половину гранта были приобретены экраны для мультимедийных установок, цифровой фотоаппарат, DVD-плеер, словари-справочники иностранных языков, форма для  школьных волейбольной и баскетбольной команд и спортивный инвентарь. А неосвоенные пока пятьдесят тысяч уйдут на покупку лабораторного оборудования для уроков физики и химии. – До конца ноября уложимся, – уверенно говорит директор школы Татьяна Слесарева.

В том, что свой миллион будет освоен в заданные сроки и в других школах региона, не сомневаются в тверском департаменте образования. "Во всех 26 школах области, которые получили грант, деньги сейчас освоены примерно на восемьдесят процентов, – прокомментировала "РГ" ситуацию главный специалист департамента Марианна Шлинчак. – Покупали же все то, что предусмотрено программой".

По словам Марианны Леонидовны, проблем со школьными миллионами в области не было. Деньги к 15 августа были перечислены на счета школ. А их директора, проявив небывалую расторопность, к этому времени уже провели едва ли не большинство конкурсов по закупкам. Комментируя некоторые трудности с закупками, преподаватели пеняли на свою неопытность и говорили, что тем, кто пойдет по их стопам, будет уже легче.