Однако дальше разговоров о необходимости реформирования этой структуры дело пока не идет. Премьеры ждут политических изменений и решают, как правило, технические вопросы - о бюджете организации, переходе на единую систему оплаты труда работников органов Содружества, хотя и их немало.
Причем именно в этих вопросах главы правительств готовы к некоторым реформам. К примеру, с нового года предполагается использовать международные критерии и принципы по справедливому формированию взносов в соответствии с ВВП государства-участника, численности его населения и уровня жизни. Создание же зоны свободной торговли уже вошло в разряд вечных и, судя по всему, риторических вопросов, ответ на который не могут дать в СНГ уже много лет. Вчера премьеры в очередной раз рассматривали ход реализации плана мероприятий, направленных на повышение эффективности экономического взаимодействия, рассчитанного на 2003-2010 годы. В первую очередь речь шла о проведении внутригосударственных процедур по 70 документам, которые должны регламентировать режим зоны свободной торговли. Пока эти процедуры выполнены лишь на 82,3 процента. Хоть и немного, но все же движется поэтапная отмена тарифных изъятий из режима зоны свободной торговли.
Но все эти шаги все же малы для того, чтобы постоянно не возникало недовольство деятельностью Содружества то с одной, то с другой стороны. Первой, кто открыто "встал в позу" ровно год назад, была теперь уже экс-премьер Украины Юлия Тимошенко. Тогда на заседании Совета глав правительств (СГП), от которого эксперты никаких сюрпризов не ожидали, случилось непредвиденное. Из 33 вопросов на рассмотрение вынесли лишь 9, хотя предполагалось, что значительная часть документов не будет обсуждаться вовсе, а премьеры сразу же их подпишут. Но этого не произошло. Глава украинского правительства отказалась поставить свою подпись под предложенным протоколом о поэтапной отмене ограничений во взаимной торговле государств - участников СНГ. Проект документа был одобрен экономическим советом СНГ еще 11 марта 2005 года и предусматривал отмену ограничений на разные товары в разные сроки, начиная с 2007-го и заканчивая 2012 годом. Но революционный настрой Тимошенко никак не позволял ей согласиться с такой постановкой вопроса. "Позиция Украины заключается в том, чтобы снять все ограничения, - мягко заметила глава украинского кабинета министров. - А этот протокол их сохраняет".
И как Фрадков ни объяснял, что существует несколько причин, по которым это сделать невозможно, а главная - это слишком разный уровень развития государств СНГ, убедить революционерку так и не удалось. Таким образом, лишь 9 документов подписали в итоге главы правительств, сделав при этом совершенно однозначный вывод: СНГ надо реформировать.
- Хоронить СНГ преждевременно, - заметил исполнительный секретарь этой организации Владимир Рушайло. - Надо сделать структуру более эффективной.
Но за все время сделать ее эффективной пока так и не удалось. А прямо противоположные взгляды на тенденции развития СНГ высказываются все чаще. К примеру, Казахстан, опираясь на свои экономические возможности, настаивает на интеграции разных уровней, чтобы она была более жесткой по уставу и весьма ограниченной по количеству участников. То есть фактически взять за основу модель и формат работы "большой восьмерки". Однако в исполнительных органах СНГ считают, что принятие подобной инициативы ослабит Содружество. Но у Казахстана, судя по всему, собственное видение будущего. При этом Астана категорически отвергает идею создания на пространстве бывшего СССР газового картеля, аналогичного ОПЕК. Хотя эта структура могла бы обеспечить ценовые интересы производителей газа в СНГ с Евросоюзом. Белоруссия тоже не отстает от коллег, но выступает с собственной идеей, выгодной для Минска, - неограниченного общего рынка, в том числе и по больному вопросу - по ценам на энергоносители. При этом Минск считает российский рынок общим рынком Союзного государства, а свой - рынком суверенной державы. Вчера глава Белоруссии Александр Лукашенко, встретив премьеров стран СНГ, которые прибыли к нему в одном автобусе, видимо, демонстрируя единство, открыто не торговался за российский газ. Но все же припугнул, что его страна намерена диверсифицировать свою внешнюю торговлю и искать выход на другие энергетические рынки. Правда, все же, соблюдая политес, заметил, что это не означает отказа от сотрудничества с Россией в сфере энергетики: "Мы не уходим от традиционного друга и брата, с которым сотрудничаем, - Россией". И призвал такое крупное государство, как Россия, сказать свое "веское слово" в отношении будущего СНГ.
Веское слово буквально через четыре дня здесь скажет президент Владимир Путин, российский премьер же попытался убедить союзников в том, что у Содружества есть будущее. Во всяком случае экономическое, ведь слишком многое в этой сфере связывает бывших братьев по СССР, несмотря на то, что каждый из них пытается всеми способами отстаивать свои интересы.
Впрочем, это и понятно, было бы странно, если б было наоборот. Но если Украина больше настаивает на его реформировании, то Грузия, судя по словам председателя парламента Нино Бурджанадзе, не видит мотивов, по которым ее стране надо оставаться в СНГ. Кстати, грузинский премьер на заседании СГП СНГ в Минске так и не появился. Вместо него приехал вице-премьер Георгий Барамидзе, который затронул актуальные аспекты грузино-российских отношений, ситуацию в зоне абхазского и югоосетинского конфликтов. "Мы хотим постараться показать, что мы готовы к диалогу. И что мы ни в коем случае не хотим искусственной напряженности, конфронтации ситуации. Нашей задачей является не обострение положения, а урегулирование ситуации, налаживание с Россией равноправных, основанных на взаимном уважении, благоприятных для обеих сторон отношений", - заметил он перед отъездом в Минск.
Своего заместителя прислал и глава узбекского правительства. Впрочем, в последнее время узбекский премьер в отличие от своего президента мало появляется на подобных мероприятиях. То ли потому, что других дел немало, то ли демонстрация активной дружбы отведена президенту Узбекистана.