Причем за независимость Шотландии высказались 52 процента респондентов в Шотландии и, что еще неожиданнее, 59 процентов опрошенных англичан. Более того, большинство англичан высказалось за создание собственного парламента.
Идея независимости Шотландии приобретает все большую популярность по мере приближения выборов в шотландский парламент в мае будущего года. Шотландия сейчас имеет законодательные права в области образования, здравоохранения и - частично - налогообложения. Вопросы обороны и внешней политики остаются в ведении британского парламента и правительства.
Судя по последним опросам, в Шотландии набирает очки Шотландская национальная партия, выступающая за полную независимость региона. Британский премьер Тони Блэр уже сказал, что в случае прихода шотландских националистов к власти это приведет к "конституционному кошмару".
Однако глава Шотландской национальной партии Александр Сэлмонд не разделяет подобных опасений. Он уверен: "Новое партнерство равных и независимых наций будет гораздо лучше нынешней неразберихи и взаимных обид".
С проблемами целостности страны сталкивается и Канада. Ее премьер Стивен Харпер призвал признать провинцию Квебек отдельной нацией внутри государства.
Премьер буквально на день опередил Квебекский блок - партию, которая выступает за отделение преимущественно франкоговорящего Квебека от Канады и которая собиралась выйти в палату общин с аналогичным предложением.
"Формируют ли квебекцы нацию в рамках единой Канады? Ответ - да. Формируют ли квебекцы нацию, независимую от Канады? Ответ - нет, и будет таким всегда", - заявил Харпер, выступая перед депутатами.
Канадским парламентариям предстоит решить, должна ли в формулировке о статусе квебекской нации фигурировать фраза "в рамках единой Канады". Все оппозиционные партии, за исключением Квебекского блока, поддержали вариант, предложенный главой правительства. Есть в этом вопросе свой корыстный интерес и у провинциальных правительств: они рассчитывают, что широкая автономия Квебека заставит федеральные власти дать больше прав и другим канадским регионам.
Как говорят эксперты, премьер протянул квебекцам оливковую ветвь, признав их особую культуру, но в то же время "выдернул коврик" из-под ног сепаратистов, отделив проблему нации от проблемы независимости.