О взаимоотношениях России и Евросоюза
Процесс расширения Евросоюза не может не влиять на наши отношения. Главное - избегать возможных издержек и находить конструктивные решения возникающих проблем. Теперь о результатах уже состоявшейся в 2004 году интеграции в Евросоюз 10 новых государств. Напомню, что тогда было подготовлено и принято Совместное заявление о расширении ЕС и отношениях Россия - ЕС. В частности, в нем были определены обязательства сторон в ряде сфер, таких, как торгово-экономическое взаимодействие, калининградский транзит, соблюдение прав национальных меньшинств. Подчеркну, что уже снята значительная часть экономических вопросов.
Однако должен сказать, что Россия серьезно озабочена отсутствием реального прогресса в положении русскоязычного населения в Латвии и Эстонии. Теперь, когда эти государства стали членами ЕС, проблема "неграждан" превратилась в общую для всего Евросоюза. Речь идет о правах и свободах значительного числа людей, проживающих на его территории. Отношения России и ЕС нельзя сводить к отдельным "отраслевым" темам, а в политической области - к проблематике "замороженных" конфликтов на постсоветском пространстве. Наше сотрудничество гораздо шире и затрагивает фактически все сферы жизни наших граждан. Мы договорились начать диалог по разработке нового документа взамен принятого в 1997 году и во многом устаревшего Соглашения о партнерстве и сотрудничестве Россия - ЕС. Необходимо вести речь о создании правовой основы стратегического партнерства и взаимодействия на долгосрочную перспективу. В целом мы настроены на деловой и конструктивный диалог по всем направлениям взаимодействия России и ЕС.
О миграционной политике
Формирование эффективной миграционной политики - это задача одинаково актуальная и для России, и для других государств Европы. Мы стремимся кардинально улучшить правовое регулирование в этой сфере, вывести миграцию из "тени". Уделяем особое внимание интеграции иностранных работников в российское общество.
По различным оценкам, в России работают от 10 до 15 млн. мигрантов, и из них только 500 тысяч человек - на законных основаниях. Здесь корень многих проблем, среди которых дискриминация нелегальных рабочих по условиям и оплате труда, нарушения их прав, криминализация незаконной занятости.
Уже принят ряд законодательных инициатив, которые, с одной стороны, упрощают регистрацию приезжих, а с другой стороны, устанавливают строгие санкции за нарушение миграционного законодательства, за нелегальное использование труда иностранных работников. Также мы будем поощрять миграцию именно в те регионы и отрасли экономики, которые важны для развития страны, но испытывают дефицит трудовых ресурсов.
Об оттоке кадров из России
Замечу, что "переток кадров" существует во многих европейских государствах. Такова реальность современной мировой экономики и глобальной научной среды. В нашей стране "утечку умов" спровоцировали еще и экономические неурядицы 90-х годов.
В открытой демократической стране на выбор места работы влияют такие факторы, как высокие стандарты и уровень жизни, стабильность и безопасность, возможности для профессиональной и творческой самореализации. И по этим условиям ситуация в России серьезно меняется.
Динамично растущая российская экономика, ее высокотехнологичные отрасли и компании становятся все более привлекательными с точки зрения получения перспективной высокооплачиваемой работы. Мы вплотную занялись вопросами создания достойных условий для исследовательской деятельности в России. Повышаются зарплаты научных работников, особое внимание уделяем росту доходов именно молодых ученых.
О приоритетах правительственной программы по работе с соотечественниками
Русская диаспора за рубежом насчитывает 30 млн. человек. Причем только в Европе проживают около 10 млн. наших соотечественников. Это одна из самых крупных диаспор во всем мире. Есть страны, где русские составляют свыше 20 процентов населения.
Мы, конечно же, чувствуем сопричастность судьбам этих людей, с которыми нас связывают неразрывные культурные, исторические, духовные узы.
Основные направления поддержки соотечественников - юридическая защита, организация отдыха детей, лечение ветеранов, поставка учебной и методической литературы, поддержка русских театров, переподготовка педагогов.
На укрепление позиций русского языка за рубежом направлены мероприятия федеральной программы "Русский язык". А тем соотечественникам, которые приняли решение вернуться в Россию, государство поможет в переезде и первичном обустройстве, включая оформление правового статуса, получение работы, пенсионное обеспечение и образование.
Главная задача еще одного документа - Программы работы с соотечественниками за рубежом на 2006 -2008 годы - помочь консолидировать организации соотечественников, чтобы они могли эффективно защищать свои законные права и интересы, в том числе этнокультурные, экономические и политические.
В одной только Европе возник целый ряд средств массовой информации, ориентированных именно на русскоязычную аудиторию. Сейчас можно говорить о формировании в Европе информационного пространства из русскоязычных СМИ. Это газеты и журналы, живущие по законам европейского информационного рынка, а значит, являющиеся частью общего информационного пространства европейского континента. Нельзя не упомянуть и российское телевидение, предлагающее международные версии своих программ европейскому зрителю: Первый канал, канал "Россия", НТВ, "Раша тудэй".
Многие европейцы, особенно молодежь, изучают русский язык и читают прессу на русском. Соответственно разнообразная и достоверная информация о стране, об идущих у нас процессах, пусть не всегда простых, способствует восприятию реального имиджа России, разрушению архаичных стереотипов. И русскоязычная пресса Европы может внести свой полезный вклад в объединение "русского мира" - мира науки, знаний, богатейшей истории и традиций.
О пути развития России
В современном взаимосвязанном мире говорить о "западном" и "азиатском" путях развития можно только с достаточной долей условности.
Россия строит свою государственность на базе общих демократических ценностей и свобод, последовательно укрепляя гражданские институты. Наша политика нацелена на повышение эффективности рыночных отношений, раскрытие предпринимательской, творческой инициативы граждан, на укрепление социальных гарантий. Мы не стесняемся перенимать позитивный опыт наших партнеров как из Европы, так и из других регионов мира. И при этом стремимся к наиболее полной реализации поистине неисчерпаемого потенциала страны, опираясь на самобытную культуру, традиции и исторический опыт наших народов.
Россия уникальна, как и любое государство. Свой путь мы можем пройти только сами, и насколько успешным он будет, зависит только от нас самих.