28.11.2006 03:00
Поделиться

"Дешевые" авиакомпания набирают силу

Отсутствие билетов, а значит, билетных касс с персоналом, короткие стоянки в аэропорту, отсутствие питания - все это существенно снижает себестоимость рейса. Значит, цена авиабилета может быть значительно ниже той, по которой их продают национальные авиакомпании.

"Дешевые" авиакомпании набирают силу. В 2001 году их насчитывалось всего семь. Сегодня - 27. Существенно увеличилось за эти пять лет число линий, которые они обслуживают: с 29 до 194. Об их высокой эффективности говорит такое сравнение. При годовом обороте 21,4 миллиарда долларов объединенная компания "Эр Франс-КЛМ" перевезла в 2005 году 70 миллионов пассажиров. А британский дискаунтер при обороте всего в 1,9 миллиарда долларов сумел перевезти почти 30 миллионов пассажиров. Затраты на перевозку каждого пассажира у "дешевых" компаний куда ниже, чем у национальных. Судя по биржевой стоимости, акционеры отдают им предпочтение.

За последние годы "дешевые" авиакомпании пустили глубокие корни во многих европейских странах. Наглядный тому пример - Франция. В целом по стране на их долю уже приходится почти 12 процентов перевозок, а если исключить столицу, то 19. И это не случайно. "Дешевые" компании особенно успешно осваивают провинциальные города и их аэропорты. Там их поддерживают муниципальные власти, заинтересованные в открытии новых линий воздушного сообщения как внутри самой Франции, так и с зарубежными странами. Нередко они предоставляют всякого рода льготы "дешевым" компаниям и даже оказывают им прямую финансовую поддержку. Причина такой щедрости объясняется тем, что установление недорогого воздушного сообщения способствует экономическому развитию города и прилегающей к нему территории. Существенно увеличивается приток туристов, в том числе деловых людей, растут капиталовложения. Мне привели пример города Бержерак, расположенного недалеко от Бордо. Там обосновались две "дешевые" компании: одна британская, другая ирландская. Бержерак превратился в трамплин для британского бизнеса. Число пассажиров выросло с 15 тысяч в 2001 году до 270 тысяч в нынешнем. Британцы приобретают недвижимость, создают предприятия. По оценке местной торгово-промышленной палаты, только в этом году их "взнос" в местную экономику составляет 145 миллионов евро.

Сегодня все больше аэропортов во французской провинции переключается на обслуживание "дешевых" воздушных перевозчиков. Это вызывает противодействие "Эр Франс". Оказавшись не в состоянии экономически справиться со своими новыми конкурентами, французская национальная компания, используя "административный" ресурс, все чаще ищет поддержку в судебных инстанциях. Как правило, предметом тяжбы становятся аэропорты. "Эр Франс" оспаривает право муниципалитетов оказывать финансовую помощь "дешевым" авиакомпаниям. Порой дело доходит до разбирательства жалоб в комиссиях Евросоюза.

В этих условиях некоторые крупные города, в частности Марсель и Лион, пошли на создание новых аэропортов, изначально предназначенных для "дешевых" авиаперевозчиков вне зависимости от их национальной принадлежности.