Не успел убежденный марксист Даниэль Ортега отпраздновать победу на президентских выборах в Никарагуа, как в регионе, который принято считать вотчиной США, появился еще один ультралевый лидер.
Новым главой Эквадора стал Рафаэль Корреа, яростный оппонент Вашингтона и приверженец социалистических идей. По предварительным данным, во втором туре президентских выборов он набрал 67,8 процента голосов избирателей. И тем самым почти вдвое опередил своего соперника, миллионера и консерватора Альваро Нобоа.
"Сегодня для Эквадора настал исторический день. Среди его граждан нет ни победителей, ни побежденных, зато весь народ может отпраздновать триумф политической воли", - этой замысловатой, но пафосной фразой Корреа поприветствовал своих сторонников. Нобоа в свою очередь сделал заявление, в котором отказался признать поражение и потребовал пересчета голосов.
Но вряд ли лидеру консерваторов удастся доказать, что итоги выборов были сфальсифицированы. Все опросы, проведенные накануне голосования, предсказывали победу Корреа, пусть и с более скромным отрывом в 7-8 процентов.
Граждане Эквадора, большая часть которых проживает за чертой бедности, по традиции восторженно встречали популистские заявления обоих политиков. И Нобоа, и Корреа во время своей предвыборной кампании не скупились на несбыточные обещания. Победа досталась тому, кто делал это более убедительно. Очевидцы подтверждают, что представитель "правых" заметно уступал сопернику в обаянии. Для Латинской Америки это чрезвычайно важный показатель.
Кроме того, Корреа выгодно отличается от своих единомышленников вроде отставного военного Уго Чавеса или бывшего фермера Эво Моралеса тем, что получил хорошее экономическое образование, а затем несколько лет стажировался в США и Бельгии. Он имеет докторскую степень одного из американских университетов. Это во многом объясняет тот факт, что за эквадорского националиста голосовали не только беднейшие слои населения, которым уже нечего терять, но и ряд мелких и средних предпринимателей.
Недовольны результатами выборов остались те, кто занят в нефтяной отрасли Эквадора. Дело в том, что эта небольшая страна является одним из крупнейших экспортеров "черного золота" в регионе. А новый эквадорский лидер обещает национализировать все природные ресурсы.
Череда побед "левых" националистов, которые один за другим приходят к власти в Латинской Америке, становится похожа на эпидемию. Еще четыре года назад в регионе можно было насчитать лишь двух приверженцев социализма - кубинского лидера Фиделя Кастро и президента Венесуэлы Уго Чавеса. Но в конце прошлого года главой Боливии был избран радикальный политик Эво Моралес, а лидером Чили стала социалистка Мишель Бачелет. В мире заговорили о "левом повороте" Латинской Америки.
Затем эта тенденция ненадолго прервалась. "Правым" удалось сохранить власть в Колумбии, Перу и Мексике. В последнем случае, правда, не обошлось без многомесячных акций протеста и судебных исков. Но уже в сентябре этого года "левые" начали брать реванш.
В Бразилии, несмотря на громкие коррупционные скандалы, был переизбран нынешний президент страны Луис Инасиу Лула да Силва. А в Никарагуа совершенно неожиданно к власти пришел лидер сандинистов, экс-президент страны Даниэль Ортега, до недавнего времени исповедовавший откровенно марксистские идеи.
Что характерно, большинство "левых" лидеров Латинской Америки занимают довольно критическую позицию по отношению к действиям Вашингтона. Однако никакие протесты Белого дома пока не привели к отставке ни одного из "неудобных" политиков.
Кстати
Очевидно, что на этой неделе главным политическим событием в Латинской Америке станут президентские выборы в Венесуэле. Нынешний лидер страны Уго Чавес уверен, что сумеет добиться переизбрания. Ответ на вопрос, останется ли главный критик Джорджа Буша на своем посту, во многом определит будущее региона на ближайшие годы.