Новости

28.11.2006 03:00
Рубрика: Экономика

Ход торговой маркой

В России он может привести и к шаху, и к мату

Этому можно было бы только порадоваться, но любая выставка отражает лишь парадную сторону процессов, происходящих в этом секторе экономики. Франчайзинг в России стремительно набирает силу. Однако беседы с участниками и специалистами свидетельствуют: в этом молодом и очень беспокойном королевстве далеко не все ладно.

В США франчайзинг ежегодно создает ВВП на сумму 1,5 триллиона долларов (для сравнения: в Китае - 90 миллиардов, в России в 2005 году - 4,6 миллиарда долларов). Причем отстаем мы не только от развитых стран, но и от Индии, Мексики, Филиппин...

Проблем у компаний, сделавших ставку на франчайзинг, немало и они примерно одинаковы. Одна из самых серьезных, - рассказывает одна из организаторов выставки Екатерина Сояк, - это законодательство. Глава 54-я Гражданского кодекса, принятая более 10 лет назад, серьезно тормозит развитие франчайзинга. Многое становится понятно, если вспомнить ее название - "Коммерческая концессия", слово "франчайзинг" в ней даже не упоминается. Проблема в том, что франчайзеры до сих пор вынуждены регистрировать каждый договор или изменения в нем в налоговой инспекции и Роспатенте. Разумеется, до регистрации договор не вступает в силу, а длиться этот процесс может месяцами. Другой защиты, кроме устаревшей 54-й главы ГК, у партнеров нет.

Теперь - о кредитах. Решили заняться бизнесом, но в кармане ни гроша? Не беда. Зайдите в офис известного франчайзера и через час получите статус партнера. Затем навещаете банк, с которым дружит держатель франшизы, и под его гарантии берете льготный кредит без залогов и проверок. Все: можно зарабатывать! Сказка? Естественно. Причем переводная. На Западе кредит новым партнерам нередко предоставляет сам франчайзер. Почему бы и нет, если начинающего предпринимателя всегда готовы поддержать и государственные, и общественные организации. России этот механизм пока неведом, так что для большинства стартапов альтернативы банковским кредитам нет. При этом франчайзеры отнюдь не готовы играть в таких случаях роль гарантов - слишком велик риск.

Франчайзеры до сих пор вынуждены регистрировать каждый договор или изменения в нем в налоговой инспекции и в Роспатенте

Около двух лет назад известный российский банк запустил программу, предлагавшую начинающим предпринимателям приобретать франшизы в кредит. Увы, около года назад она благополучно провалилась. Дело в том, сказал "РБГ" специалист этого банка, что, работая по этому проекту, банкиры столкнулись с двумя типами франчайзи. У первых - устоявшийся бизнес. Такой предприниматель без проблем получит кредит под залог имущества в любом банке, так что наша программа ему не очень нужна. В итоге остались только новички, не имеющие за душой ничего, а потому неинтересные банку.

По мнению Валерия Митякина, члена совета директоров Российской ассоциации франчайзинга, в любой рыночной нише можно обнаружить пиратов, пытающихся скопировать успешную технологию или идею. В сфере франчайзинга пиратами часто становятся бывшие сотрудники компаний, которые используют для извлечения прибыли коммерческую информацию или ее часть, полученную на работе. Не имея средств, чтобы законно купить ноу-хау, но обладая при этом конфиденциальными сведениями о технологии и организации производства, они пытаются организовать похожий бизнес. В таких случаях франчайзинг становится всего лишь школой бизнеса, которую можно закончить досрочно.

Еще одна проблема, продолжает Митякин, - неплатежи роялти. Если эти выплаты на самом деле непосильны для франчайзи, он не сможет платить, даже если захочет. Однако, как правило, франчайзер устанавливает разумный объем роялти. В этом случае невыплаты - скорее этическая проблема. Но у вопроса есть и другая сторона. Подчас франчайзеры отнюдь не склонны задумываться о том, что с партнером должен быть налажен равноценный обмен. В их представлении франчайзинг - "легкое дело": продал франшизу и стриги купоны. Но, если нет постоянной поддержки, по мнению большинства франчайзи, платить роялти просто несправедливо.

Качество. Больной вопрос. Один из секретов успеха предприятий фаст-фуда - налаженная система контроля: продукты почти всех компаний фаст-фуда везде имеют один и тот же вкус. Российский франчайзер проверяет качество во время редких визитов к партнеру, а в основном - при помощи отчетов и отзывов клиентов.

По закону франчайзер несет субсидиарную ответственность по претензиям, связанным с качеством продукции или услуг, предоставляемых франчайзи. Опытный бизнесмен обязательно заострит вопрос контроля качества на переговорах, ведь именно от этого в конечном итоге зависит успех. Однако нередко франчайзи совсем не хотят, чтобы их чрезмерно контролировали, скрывают и проблемы, и "факультативные" направления деятельности. Страдает заказчик, страдает брэнд, страдает в итоге сам покупатель франшизы.

Но трудности роста есть трудности роста. К примеру, если еще 10 лет назад на нашем рынке присутствовали только зарубежные бренды, сейчас начинают превалировать российские.

Экономика Бизнес
Добавьте RG.RU 
в избранные источники