Почему англичане всполошились из-за смерти Литвиненко?

Удивительно то, что это заседание связывают со смертью экс-подполковника ФСБ Александра Литвиненко. Если это действительно так, то факт беспрецедентный. Ведь английская "Кобра" собирается только в чрезвычайных для страны ситуациях. Последние ее встречи проводились в связи с терактами в Лондоне в 2005 году и в связи с раскрытием заговора по подрыву самолетов в августе этого года.

Сегодня в Москву прибывают спецпредставители антитеррористического подразделения Скотленд-Ярда. Лондонские сыщики хотят допросить двух россиян, которые одними из последних общались с Литвиненко перед тем, как он почувствовал себя плохо. Это бывший коллега умершего по службе, он же - глава охраны Березовского Андрей Луговой. Второй - его приятель, имя которого не разглашается. По имеющейся информации, экс-офицер ФСБ Луговой прилетал в Лондон, чтобы познакомить Литвиненко со своим знакомым коммерсантом.

Английские сыщики и хотят выяснить, могла ли эта пара быть причастна к отравлению Литвиненко.

Судя по всему, англичане все же определились с основной версией по делу Литвиненко. Поэтому в первую очередь хотят проверить версию о "русском следе", точнее говоря, о причастности российских спецслужб к смерти беглеца. И если действительно удастся доказать, что за отравлением Литвиненко все же стоит "тень КГБ", то версия будет выглядеть логичной: бывшие сослуживцы отомстили предателю. Ведь как любой офицер Литвиненко давал присягу, а в ней есть и такие слова: "Если же я нарушу эту священную клятву, то пусть меня постигнет суровая кара моих товарищей".

Можно предположить, что в ноябре 1998 года, когда Литвиненко выступил на пресс-конференции Березовского с надуманными обвинениями в адрес своего ведомства, он сделал это потому, что был разочарован властью страны и руководством ФСБ. Но не он один был недоволен. Однако люди просто клали ксиву на стол и увольнялись, не запятнав офицерской чести.

Тем не менее эта версия тупиковая. Дело в том, что российский суд в 2002 году осудил Литвиненко не за измену, а лишь за превышение служебных полномочий. Поэтому, хотя с недавних пор российский закон и позволяет спецслужбам и вооруженным силам проводить операции на территориях иностранных государств, если речь идет об угрозах безопасности страны, к Литвиненко это отношения иметь не может.

Если не удастся доказать причастность российских спецслужб, на повестке дня будет акт международного терроризма. А поскольку следы его (хотя бы предположительно) ведут в сторону какого-то государства, то речь может идти уже об акте государственного терроризма. Со всеми вытекающими отсюда последствиями для имиджа этой страны и ее власти. Уж не потому ли и собиралась "Кобра"?