28.11.2006 01:00
    Поделиться

    Приемных семей в Воронежской области должно стать больше

    В будущем году число семей, взявших детей на воспитание, должно утроиться

    С будущего года и плата (хоть это слово здесь не совсем уместно, но…) за родительский труд существенно подрастет. Опекунское пособие составит 4000 рублей, зарплата за воспитание каждого приемного ребенка - 2500 рублей. Кроме того, гарантирована помощь государства в обеспечении путевками в детские здравницы и лагеря отдыха, в приобретении мебели, инвентаря и других вещей, необходимых большой семье. Дело в том, что с будущего года пособие и зарплата мамам приемных семей по новому  закону Воронежской области пойдут не из районных бюджетов, а из областной казны.

    Интересна предыстория этого закона. Его давно ждали, социальные службы готовили текст, но появлению обязаны… областной прокуратуре, вышедшей с законодательной инициативой в областную думу и детально проработавшей все основные положения нормативного документа.

    По словам народного учителя Марины Картавцевой, семейные детские дома области выдержали проверку временем. Начиналось-то все 15 лет назад с двух-трех родителей, рискнувших взять к себе сразу нескольких чужих малышей, а сегодня нашли мам и пап 58 детей.

    И, судя по банку данных главного управления образования области, 1220 ребят каждый день еще ждут своих "потерянных" родителей. А непутевых родителей меньше не становится. По словам Владимира Сабады, начальника отдела социальной защиты детей главного управления образования, проблема, как лучше устроить сирот или детей, оставшихся без опеки родителей (при живых мамах и папах), не теряет актуальности. Ежегодно остаются одинокими более полутора тысяч малышей.

    Семья Татьяны Дорофеевой приняла 14 детей. Пока ребята были маленькими, и речи не могло идти о какой-то еще работе. Крутилась с такой оравой день-деньской, лечила, кормила, утешала, провожала в школу и на кружки, встречала, находила занятие малышам и учила хозяйству старших. Всяк знал свой урок по дому - дети росли не ленивыми, отзывчивыми, а что еще надо матери? "А сегодня я работаю, - поделилась Татьяна Ивановна. - И заметила, что детям мое отсутствие пошло только на пользу - стали самостоятельнее, инициативнее. Прихожу, а они к ужину разные салаты готовят, оладьи пекут, старшие у младших домашнее задание проверят, на прогулку сводят. К праздникам сюрпризы друг другу готовят. Так я и поняла свою ошибку в  воспитании. Мы их очень сильно опекаем. Любим и беспокоимся, наверное, сильнее, чем за своих. А в семье они мне должны помогать, а я - им. Это - правильно.

    - К лету, - продолжает, - у меня семеро ребят разом повзрослели и все одновременно повлюблялись. Ох и трудно было! Это был второй урок для меня - надо чуть больше предоставлять им свободы, пораньше "отпускать" в мир. Еще я поняла, что только мамой у плиты я их не устраиваю. Им важно интересоваться моими делами на работе".
    Дети Надежды и Вячеслава Рямзиных из Новохоперска  нарисовали "дерево жизни",  на каждой веточке которого то два, то три имени с разными фамилиями. Братья и сестры. Получилось вместе со взрослыми 13. Вот такая большая семья! Это еще без старших, родных дочери и сына Рямзиных. Они - студенты, учатся в Петербурге, потому что и сам Вячеслав - петербуржец, и многие приемные дети тоже родом  из северной столицы.

    В 2000 году в соседней новохоперской семье случилась трагедия - маму четырехлетней Даши лишили родительских прав, про папу вообще не было слышно, и девочка осталась со старенькой бабушкой. Надежда и раньше частенько ее подкармливала, от души жалея несчастного ребенка. А как узнала, что через неделю ее увезут в детский дом, совсем покой потеряла. Муж на предложение взять кроху к себе согласился легко и даже с радостью. Свои-то выросли, а в доме без детских голосов скучно. Да и кто кому больше нужен - дети ли родителям, или родители детям, это еще надо посмотреть. Скорее всего, жизнь полна, когда все живут вместе. Жаль только, что понимаем эту нехитрую истину, когда остаемся одни. Так и рассудил глава семьи - принять соседку в семью. Дашенька в новом доме быстро оттаяла и буквально хвостиком ходила за  родителями, страшась их потерять. Пыталась в меру детских силенок быть полезной. Надежда, наблюдая за девочкой, размечталась о сестренке новой дочке.

    А вместо сестренки в доме появились сразу три брата из Таловского детского дома. Вячеслав, оказывается, тоже пришел к убеждению, что Даша одна расти не должна. Как-то он забрал трех осиротевших малышей  на выходные, потом еще и еще, а после взял да и оформил их  в семью. Как в сказке про теремок, стали жить вшестером.

    С продуктами и одеждой для детворы, рассказывает Надежда, проблем в общем-то не возникало. Глава семьи был пусть не крупным, но предпринимателем. Продукты покупали коробками и ящиками на оптовой базе, что выходило значительно дешевле, чем из магазина.

    В следующий отпуск, снова в Петербурге, случай свел  Вячеслава с директором детского реабилитационного центра. Он и рассказал многодетному родителю о трех сестрах-сиротах. Их тоже приняла семья, для полного комплекта и равновесия. В 2004-м, тоже из Петербурга, привез девочку постарше, Стасю Ванюхину. Она вообще-то Настя, но дочка с таким именем уже имелась, а  Стаси не было. Чуть позже выяснили, что в детском доме об этой девочке уже шла речь в прошлом году. Все так и  решили, что это уже судьба.

    А последний, Сашенька, мальчуган с рыжими волосами, необычайно ласковый и добрый, был привезен Вячеславом погостить на лето. Естественно, из Петербурга. Обратно его уже не отправили, а снарядили в 1-й класс местной школы. В новой форме и с красивым ранцем за спиной. В их теремке стало 11 человек - больших, средних и маленьких. А когда на каникулы приезжали студенты, то и сбор был полный - 13 душ.

    Вот такое "дерево жизни" и нарисовали дети семьи Рямзиных.  А сама Надежда в этом году вышла на работу, стала помогать мужу. И тоже убедилась, что сыновья и дочки ее выбор не только одобрили, но и стали ответственней относиться к нехитрым домашним обязанностям, больше помогать друг другу. Девчонки научились варить всеми любимый гречневый суп, печь пирожки. А в свободное время, в теплые дни, Вячеслав забирает всю команду на велосипедные прогулки на ближнюю речку Савалу или в лес. Родительского тепла, как и солнца, в этой семье на всех хватает.

    Поделиться