- Вот уже два года идет реализация региональной программы "Перевод котельных на местные виды топлива", - сообщил корреспонденту "РГ" начальник отдела энерго- и ресурсосбережения управления научно-технической политики министерства промышленности, энергетики и науки Свердловской области Николай Смирнов. - В рамках программы предусмотрено выделение льготных кредитов тем муниципальным образованиям, где власти намерены использовать для производства тепла щепу, древесные опилки и торф.
Топливо нон-грата
В 20 - 60-е годы прошлого века торф как котельное топливо использовался очень широко. Но когда в стране началась интенсивная эксплуатация нефтяных и газовых месторождений, его, как и уголь, стали вытеснять с завоеванных позиций. Причин по тем временам нашлось более чем достаточно. Теплотворность торфа в разы меньше по сравнению с газом, экологичность тоже. Добывать торф можно лишь с середины мая по конец сентября, сворачивая работы в холодное время года, а горел он в топках максимум при 40-процентной влажности. Великоваты были затраты на подвозку, поскольку приходилось до изобретения брикетирования загружать его в транспорт навалом. Требовалось много машин и вагонов.
Торф начали активно заменять на газ, а также частично на мазут. Перемены довели кое-где до абсурда. Такова, например, ситуация в поселке Басьяновском Верхнесалдинского района. Здесь многие десятилетия действует торфопредприятие, добывающее торф из крупного по региональным меркам месторождения. Как говорится, в таких обстоятельствах сам Бог велел в поселковой котельной использовать торф, добываемый почти срезу же за ее порогом. Увы! Тепло для жителей Басьяновского вырабатывают, сжигая привозной уголь. На его покупку у местных властей не всегда хватает денег, так что коммунальные ЧП в поселке не редкость.
- И это отнюдь не единственный такого рода абсурд, - комментирует тот же Николай Смирнов. - Приведу еще один пример. В небольшом лесном поселке Серовского района котельная работает на нефти, которую привозят из Тюменской области. Между тем неподалеку имеются сформировавшиеся за долгие годы трехметровой толщины залежи древесных опилок, они вполне могут использоваться как котельное топливо.
Начать с нуля
Недавно областные власти объявили о намерении вернуть торфу статус активно используемого топлива. Его на территории Свердловской области свыше 100 миллионов тонн: больше имеют только четыре региона страны. В числе первенцев торфяного проекта называется строительство электростанции на 30 - 50 мегаватт прямо в районе Басьяновского месторождения. И это будет не просто реанимация старых технических идей. На дворе ХХI век, породивший новые технологии. Торф ныне можно сжигать без ущерба для экологии и при более чем 60-процентной его влажности. Брикетирование позволяет повысить компактность и, значит, снизить затраты на перевозку и хранение.
Тем не менее гигантских ТЭЦ и ГРЭС на торфе возводить не собираются. Такие объекты призваны решать сугубо локальные задачи тепло- и энергоснабжения. По расчетам специалистов, новые котельные экономически целесообразно располагать максимум на 25-километровом расстоянии от места добычи торфа. Чем ближе - тем лучше. А вообще-то, подчеркивают они, необходимо детально просчитывать каждый конкретный проект.
О массовом проектировании и тем более строительстве речи не идет. Пока лишь заказан типовой проект торфяной котельной для коммунальных нужд. Это будет основа для индивидуальных проектов. Задание выполняет специализированный институт по местным видам топлива в связке с коллегами-практиками.
- Только не надо, чтобы возвращение торфа в энергетику стало похоже на пресловутую кампанию по распространению кукурузы в 60-е годы прошлого столетия, когда ее было велено сеять едва ли не за Полярным кругом, - сказал директор института Аркадий Шампаров. - Да и реализация этой идеи требует, безусловно, значительных субсидий и инвестиций. Лично я серьезных инвесторов пока не вижу…
Фактически возрождать "торфяную" энергетику приходится во всех ее ипостасях с нуля. Помимо создания типовых и индивидуальных проектов, требуется определить экономическую основу, чтобы вычленить наиболее выигрышные варианты решения проблемы. Нужен солидный первоначальный капитал. То, что сейчас предлагается муниципалитетам из областного бюджета как субсидии, слишком незначительно. И призывы к солидным частным инвесторам будут гласом вопиющего в пустыне до тех пор, пока сама жизнь не подтолкнет к этому. А не толкнет она до тех пор, пока цена на газ остается сравнительно низкой. По прогнозам специалистов, стоимость газа на внутреннем рынке увеличится после вступлении России в ВТО. Но ждать этого, как считают эксперты, - даром терять время. Базу для развития альтернативной энергетики надо готовить сейчас. И здесь нужны госинвестиции.
По словам того же Аркадия Шампарова, ныне невозможно даже при наличии достаточных средств резко увеличить добычу торфа, ведь за последние годы почти совсем исчезли нужные кадры. Поселки торфодобытчиков обезлюдели. Следовательно, и эта сторона дела требует пристального внимания.