Еще до начала переговоров он и иранский президент Махмуд Ахмадинежад устроили совместную пресс-конференцию. Иракский лидер призвал Иран оказать "всемерную помощь" в борьбе с терроризмом и в стабилизации обстановки в Ираке. Ахмадинежад с готовностью согласился: "Правительство и народ Исламской Республики всегда будут вместе с братским Ираком и окажут необходимую помощь для укрепления безопасности в этой стране".
Многие на Западе, напротив, считают Иран ответственным за эскалацию напряженности в Ираке, поскольку иранцы поддерживают экстремистские шиитские группировки и снабжают их оружием.
Однако Ахмадинежад заявил, что безопасный, прогрессивный и сильный Ирак соответствует интересам Ирана и всего региона в целом. То положение, до которого довели Ирак его враги, вызывает озабоченность у всех иранцев и всех мусульман.
Нормализовать отношения двух стран будет непросто. Еще долго будут сказываться последствия многолетней вражды и жестокой войны 1980-1988 годов, унесшей около миллиона жизней.
Сейчас американцы по-прежнему решительно настроены против Ирана. Президент Джордж Буш до последнего времени решительно возражал против привлечения Ирана и Сирии к решению иракских проблем, не говоря уже об установлении прямых двусторонних контактов США с этими странами. Но давление на президента будет только нарастать. Давит прежде всего сама ситуация в Ираке.
Последний всплеск насилия привел к тому, что в Багдаде пришлось вводить комендантский час, закрывать аэропорт и откладывать отлет президента Талабани в Иран. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан заявил, что Ирак находится на грани гражданской войны: "Если не предпринять каких-то кардинальных и спешных мер, мы можем прийти к этому. Фактически мы почти уже пришли". Ему вторит иорданский король Абдалла II. По его словам, ситуация в Ираке "начинает выходить из-под контроля".
Позже на этой неделе в иорданской столице пройдут переговоры Джорджа Буша и иракского премьер-министра Нури аль-Малики, и Абдалла II надеется на "прорыв", который только и может спасти положение.
Что касается американской администрации, то она пока не готова использовать применительно к Ираку такое сильное выражение, как "гражданская война". "Мы сталкиваемся с новой фазой, отмеченной ростом насилия между представителями различных конфессий, что требует от нас адаптации к изменившимся условиям", - заявил советник президента США по национальной безопасности Стивен Хэдли. - Однако иракцы не говорят о происходящем как о гражданской войне".
В ходе предстоящих переговоров Буша с аль-Малики, отметил советник, может быть поднят вопрос о целесообразности прямых переговоров американцев с Сирией и Ираном по вопросам обеспечения безопасности Ирака.
Кстати
Иорданский монарх видит на Ближнем Востоке угрозу не одной, а сразу трех гражданских войн - в Ираке, в Ливане и в Палестине - и выступает за всеобъемлющее решение, которое подразумевает "участие всех региональных сил".