Дотошная статистика свидетельствует: ее программная речь была встречена аплодисментами, длившимися шесть минут и десять секунд. Это, по данным той же статистики, средний показатель. Рекорд по-прежнему остается за Гельмутом Колем, которому в свое время аплодировали восемь минут. Так что фрау Меркель еще есть над чем поработать. И не только на ниве канцлерства, но и на посту председателя ведущей партии правящей в Германии большой коалиции христианских демократов и социал-демократов.
Причем в отличие от внутрипартийных разборок, которые серьезно проявились на дрезденском съезде, на общенациональном уровне ей удается гораздо больше. Во всяком случае год ее пребывания во главе правительства Германии, который завершился 22 ноября, отмечен если не разительными успехами, то уж по крайней мере умелым руководством канцлера.
Если год назад в самой Германии да и в мире раздавалось множество скептических голосов относительно "живучести" большой коалиции во главе с фрау Меркель, то теперь сомнения в том, что правительственный блок с социал-демократами состоялся, развеялись. И роль канцлера в этом важном вопросе преуменьшить нельзя.
Многие наблюдатели задаются вопросом: что способствует популярности Меркель - гибкость или оппортунизм? По мнению, например, газеты "Берлинер моргенпост", настоящей Ангелы Меркель просто не существует. Ее, считает газета, следует характеризовать в контексте той роли, которую она исполняет в данный момент времени. Времена и роли меняются, а вместе с ними меняется и Ангела Меркель.
И впрямь, как расценить - оппортунизмом или гибкостью - то, что Меркель удалось договориться и с партнерами по коалиции - социал-демократами, и с враждебно настроенными соратниками по партии по самой болезненной проблеме - реформе здравоохранения. Именно на этой реформе, предсказывали скептики, "большая коалиция" могла не только споткнуться, но и развалиться. Не развалилась.
А все почему? Да потому, что она, настаивая на своем решении, не стучала кулаком по столу, а созывала очередное совещание и вела переговоры до тех пор, пока не был найден компромисс.
Возможно, правы те, кто склонен называть поведение фрау Меркель стратегией выживания. Ведь именно благодаря этой стратегии ей удалось подниматься по политической лестнице: от помощницы Гельмута Коля до председателя ХДС и поста федерального канцлера. Более того, до самой влиятельной женщины мира, по версии американского журнала "Форбс". Причем опередила она в этом престижном списке госсекретаря США Кондолизу Райс.
Впрочем, на съезде в Дрездене эту ее "заслугу" мало кто принимал во внимание. Противостояние правого и левого крыльев на съезде, как уже сказано, было довольно острым. Но тут опять же в роли третейского судьи выступила Ангела Меркель. Она сказала, что эти крылья не должны биться друг о друга, а призваны держать партию на высоте.
Говоря о внешней политике, канцлер высказалась за открытый диалог с Москвой в вопросе соблюдения прав человека и за развитие стратегического партнерства с Россией. Одновременно она подчеркнула важную роль США в немецкой внешней политике.