Оно и понятно: работы здесь хватает и заработать тоже можно. По крайней мере до тех пор, пока не введено жесткое квотирование иностранной силы, которое вступит в силу с 1 января 2007 года. А что изменится и для области, и для самих мигрантов после Нового года? Об этом корреспондент "РГ" беседует с Сергеем Кошманом, зам. председателя правительства Московской области.
Российская газета | Сергей Николаевич! Велико ли влияние мигрантов на экономику области?
Сергей Кошман | Если в 2003 году легально в области работали 14,5 тысячи мигрантов, то в этом году почти в 10 раз больше. Практически каждый десятый работник на предприятиях - иностранец. Мы и в 2007 году ждем 200 тысяч иностранных рабочих, причем уверены, что эта заявка будет подтверждена. Дело в том, что сейчас в Подмосковье потоком идут инвестиции, создаются новые производства. В строительстве, торговле, транспорте, сельском хозяйстве, на переработке пищевых продуктов, производстве строительных материалов - куда ни взгляни, везде не хватает рабочих рук. Нужны токари, фрезеровщики, водители, слесари, электромонтеры, механизаторы, швеи... а ведь есть еще вакансии в больницах, школах, вузах. Между тем собственные свободные трудовые ресурсы область почти исчерпала - безработными числятся всего 28,5 тысячи человек, что соответствует 0,8 процента от экономически активного населения. Это ниже, чем в среднем по Центральному федеральному округу и России в целом (соответственно - 1 процент и 2,2 процента) Поэтому очень надеемся, что к нам и дальше будут ехать жители других регионов России и стран СНГ, те, кто хочет и умеет работать, зарабатывая своей семье на достойную жизнь.
РГ | Достойную жизнь? Иностранцам, как правило, платят меньше, чем своим рабочим.
Кошман | Если мигрант незаконный, никто о нем не позаботится. Законный - другое дело. При областном правительстве существует Межведомственная комиссия по вопросам привлечения и использования иностранной рабочей силы. Ее члены находятся в тесной связке с властями. Это позволяет быстро отслеживать любые попытки ущемить интересы приезжих и устранять нарушения. Да и легальных мигрантов благодаря усилиям комиссии сейчас в пять раз больше. Каждая четвертая организация, привлекающая иностранную рабочую силу, повысила работникам зарплату. Теперь никто не получает меньше прожиточного минимума. Около 100 фирм ликвидировали долги по зарплате и подняли условия труда до установленной нормы. В результате пошли деньги в бюджеты. Если, например, в 2003 году легальные мигранты перечислили в бюджеты 40 миллионов рублей налогов, в 2004-м - 100 миллионов, то в прошлом федеральный бюджет получил уже 150 миллионов рублей.
РГ | К 1 апреля 2007 года иностранцев, торгующих на рынках, не должно быть более 40 процентов, а потом они и вовсе должны исчезнуть. Не опустеют их места?
Кошман | В первый момент дефицит, думаю, будет ощутим. Многие российские фермеры не спешат к прилавку, по инерции считая: сунусь с картошкой к прилавку - тем же мешком и получу от рыночной мафии. Но власть этого не допустит.
РГ | Куда же денутся мигранты, которые здесь всю жизнь торговали?
Кошман | По экспертным оценкам, в области на одного легального иностранца приходится до семи нелегальных. В среднем их число достигает 600 тысяч, а в осенне-летний период даже больше. Как и в Москве, более 40 процентов преступлений совершено приезжими, в том числе и мигрантами. За одиннадцать месяцев текущего года на их долю приходится 9524 преступления. Причем на совести граждан ближнего зарубежья 5957 преступлений, а граждан дальнего зарубежья - 44 преступления. Особенно беспокоят, конечно, нелегальные гастарбайтеры. Выдворяем их на родину, тратя из бюджета в среднем по тысяче долларов на каждого. Может быть, поможет навести порядок увеличение штрафов за привлечение на работу нелегалов? Для физических лиц они теперь доходят до 5 тысяч рублей, для должностных лиц - до 50 тысяч, а для юридических - до 800 тысяч рублей. И это за каждого незарегистрированного гастарбайтера. Надо бы, на мой взгляд, еще ужесточить контроль за пропуском мигрантов на границе, независимо от того, трудовые они или нет.
РГ | Что собой представляет среднестатистический легальный мигрант Подмосковья?
Кошман | На долю граждан Украины и Молдовы приходится более 60 процентов от общего числа иностранцев. 15 процентов составляют мигранты из стран с визовым режимом (дальнее зарубежье и страны СНГ - Грузия и Туркмения). Остальные - граждане Таджикистана, Узбекистана, Армении и Азербайджана.
РГ | По оценкам экспертов ФМС, количество граждан других государств в каждом конкретном населенном пункте не должно превышать 20 процентов, иначе местное население испытывает дискомфорт. В Подмосковье есть города, где этот показатель больше?
Кошман | Про нелегалов сложно сказать. Число же трудовых мигрантов нигде даже не подбирается к "красной" отметке.
РГ | Как вы оцениваете уровень их квалификации? В большинстве регионов работодатели имеют дело словно с котом в мешке - ни диплома, ни трудовой книжки. В результате многие горе-токари, слесари и прочие, не справившись с работой, оказываются на улице и зачастую пополняют криминальные ряды.
Кошман | По новому законодательству с 15 января иностранный рабочий должен будет представлять копию документа о профессиональном образовании, квалификации, полученной им дома, или справку об эквивалентности такого документа российскому диплому о профессиональном образовании. Но область и без того уделяла внимание повышению квалификации работников. Межведомственная комиссия по вопросам привлечения и использования иностранной рабочей силы, в частности, обязательно отслеживает, чтобы уровень приезжего строго соответствовал заявленным требованиям. Хорошие контакты у нас и с миграционными и трудовыми службами некоторых стран. Например, в Таджикистане существует государственная биржа по подбору кадров для работы в других государствах. И мы спокойны, когда встречаемся с ее посланцами - организованные, дисциплинированные люди, с любой работой справятся.
Проблем с подбором кадров было бы меньше, если бы этим занялись центры занятости. До сих пор, будучи федеральными структурами, они не имели таких полномочий. Но с января будущего года центры станут областными структурами. Вот и надо их преобразовывать в биржи труда, наделив полномочиями по найму иностранных работников. Специалисты центров смогут контролировать и то, как адаптируется человек на чужой земле, не обижают ли его, да и сам он не обижает ли кого.
РГ | Область не пыталась наладить такой контроль?
Кошман | Есть интересный опыт работы с иностранными рабочими на Электростальском заводе тяжелого машиностроения. Там заняты 200 человек. У каждого из них есть специальная пластиковая карточка, дающая право трудиться только на этом заводе, и нигде больше. Все рабочие живут в общежитии "Дом мигранта". Специальный автобус доставляет их на работу и обратно. Созданная на заводе служба безопасности следит за порядком. Получается, человек постоянно на виду: если есть проблема - помогут. А если совершил проступок, то разрешение на работу аннулируется - и до свидания. Деньгами никого не обижают. Средняя зарплата, которую получают на заводе иностранные фрезеровщики или монтажники, примерно 11 тысяч рублей. Согласитесь, неплохо. Если приезжий хорошо себя зарекомендовал и хочет получить гражданство, завод помогает.
РГ | С января запускается госпрограмма по добровольному возвращению бывших граждан в Россию. Дюжина губернаторов, на чьих областях будут ее обкатывать, уже представила в правительство РФ заявки о количестве переселенцев, которых они готовых принять. Калининградцы, например, могут приютить 300 тысяч, в Красноярском крае - 10 тысяч, а в Хабаровском - только 424 человека... Московская область хотя и не стала участником "пилотного" проекта, но тоже соотечественникам помогает. Почему?
Кошман | Область действительно делает все, чтобы приехавшие соотечественники чувствовали себя вернувшимися на родину, а не в чужой угол. Федеральная программа предусматривает, что соотечественнику-переселенцу компенсируют переезд к будущему месту проживания, уплату госпошлины за оформление документов, дадут подъемные и т.д. Область от себя планирует помочь с трудоустройством, обеспечением жильем. Пусть не прозвучит цинично, но области экономически выгодно принимать мастеровитых и квалифицированных людей. В качестве примера приведу Демиховский завод. Прежде там производились вагоны для узкоколейных торфяных разработок. Сравнительно недавно буквально с нуля начали производство электропоездов, которые прежде делала только Рига. Завод превратился в мощное предприятие. А возможным это стало во многом потому, что число его работников пополнили самые ценные кадры рижского завода, приехавшие в область по программе переселения.