Действительно, на этом саммите были выдвинуты ряд инициатив, которые бумерангом ударят по стратегическим интересам Москвы в области энергетики и на пространстве СНГ. С самым жестким заявлением выступили представители США.
Председатель сенатского комитета по иностранным делам сенатор-республиканец Ричард Лугар призвал НАТО ответить на "энергетический" удар России и Ирана. Лугар предложил считать энергетическое нападение на любого из членов военного блока вызовом всему НАТО и приравнять энергетические войны к вооруженному нападению.
"Использование энергетики в качестве оружия это не теоретическая угроза будущего - это уже происходит. Отключение Россией поставок энергии Украине продемонстрировало соблазн использовать энергию для достижения политических целей", - пояснил Лугар. По его словам, НАТО обязана определить, на какие шаги она готова пойти в случае, если Польша, Германия, Венгрия или Латвия подвергнутся такой же угрозе, как и Украина. "Мы должны распространить на сферу энергетики действие "пятой главы" устава НАТО, в которой говорится о том, что нападение на одного из членов альянса считается нападением на весь военный блок", - заключил сенатор. Инициатива американской делегации заключается не в том, чтобы военными методами ответить на возможное энергетическое эмбарго со стороны России. А в том, чтобы разработать стратегию, включающую энергетические поставки для жертв отключения энергии.
При этом возможно даже проведение специальных учений по оказанию помощи в случае энергетической блокады.
А также начало регулярных консультаций на высоком уровне по энергетической безопасности между НАТО и Россией.
Вторым ударом для Москвы станет 2008 год. Тогда на следующем саммите НАТО в альянс пригласят Украину и Грузию. На нынешней встрече в Риге генсек альянса Яап де Хооп Схеффер заявил о необходимость интенсифицированного диалога с Киевом и Тбилиси с тем, чтобы помочь этим странам провести все необходимые реформы.
Саммит НАТО в Риге стал одним из самых коротких в ее истории. Начавшись во вторник, он завершится в среду в полдень. Вопреки установившейся с 1990-х годов традиции за его рамками не было совещаний с государствами-партнерами: Совета евроатлантического партнерства, Совета Россия-НАТО, комиссии Украина-НАТО. В этой связи в штаб-квартире НАТО его окрестили "саммитом-интравертом", "встречей в кругу семьи без кузенов".
Для старых стран-членов альянса главной темой рижского саммита стала операция в Афганистане, где под флагами НАТО пытаются установить стабильность более 32 тысяч солдат и офицеров. Хотя все страны-члены направили свои войска для проведения операции в Афганистане, мало кто развернул их на неспокойном юге страны, где подразделения международного контингента подвергаются активным нападениям.
Глава НАТО Яап де Хооп Схеффер и президент США стараются всеми силами перекрыть лазейки, дающие возможность некоторым членам альянса - Франции, Германии, Италии и Испании - не участвовать в военной операции. "Сложилась странная ситуация. Одни солдаты проливают в Афганистане кровь, другие пьют пиво" - так внутринатовский конфликт прокомментировал корреспонденту "РГ" один из участников саммита в Риге.
Отчасти решить эту проблему может объявленная на саммите программа "Глобального партнерства" с Австралией, Республикой Корея, Финляндией, Швецией и Японией. Она поможет этим странам участвовать в приятии решений НАТО. А США смогут активнее приглашать эти государства для участия в военных операциях в Афганистане и Ираке.
Вторая по важности миссия - в Косово. Речь пойдет о взаимодействии натовских военных, о справедливом распределении военного бремени, о финансировании этих и других возможных операций. С этим напрямую связана и другая приоритетная тема повестки дня: в каком направлении будет трансформироваться альянс - становиться глобальным жандармом, как призывают американцы, или оставаться региональной организацией безопасности, как его видят большинство европейцев.
Альянс хорошей погоды
Как надо понимать резкие заявления в Риге
Сергей Караганов,
глава Совета по внешней и оборонной политике:
НАТО является организацией, которая ищет себе новые задачи и функции, чтобы оправдать свое существование. Именно в рамках этого контекста надо воспринимать заявления сенатора Ричарда Лугара о том, что альянс должен создать единый фронт для обеспечения своей энергетической безопасности.
Речь идет о совместной охране проливов и терминалов, а также об отражении НАТО возможных террористических атак на энергетических объектах. А также о предоставлении дополнительных гарантий странам альянса, которые могут пострадать от энергетического эмбарго.
Лугар упомянул эпизод газового конфликта между Россией и Украиной с тем, чтобы вызвать беспокойство у стран - членов альянса и запрограммировать принятие данной инициативы, а также оправдать любые действия со стороны НАТО. Пока что не идет никакой речи о применении пятой статьи НАТО, то есть о проведении совместных операций стран НАТО по защите от энергетического шантажа.
Я удивлен, что Лугар, говоря об энергетической безопасности НАТО, в качестве нестабильной страны упомянул Россию. Миру известны гораздо более нестабильные и ненадежные с точки зрения международной энергетической безопасности страны. Россия же уже на протяжении нескольких лет зарекомендовала себя как надежного партнера Запада в деле поставок энергоресурсов.
На саммите в Риге большое внимание уделяется новой стратегической концепции НАТО, в которую должен войти постулат о вовлечении новых стран к участию в военных операциях альянса, урегулировании кризисов во всем мире и возможном взаимодействии альянса с другими странами под эгидой ООН. Не исключено, что в концепцию войдет и вопрос об обеспечении общей энергетической безопасности НАТО.
Североатлантическому альянсу это необходимо, чтобы оттолкнуть Евросоюз от этой стратегически важной темы. Поскольку до сих пор продолжается конкуренция и борьба за влияние НАТО и ЕС.
Вопрос расширения остается по-прежнему актуальным для альянса, желающего оправдать свое существование. Однако в ближайшие два-три года НАТО не сможет пригласить Украину в свои ряды, учитывая явно антинатовские настроения в этой стране. Но в следующем году возможно начало участия Грузии в программе по подготовке к вступлению в НАТО. Но этого может не произойти, если некоторые страны - члены альянса не захотят принять в свой клуб Грузию.
НАТО является альянсом хорошей погоды и стремится к стабильности, до которой Тбилиси еще далеко. У Хорватии нет проблем, поэтому против ее членства в альянсе никто не выступает. А к Грузии у НАТО по-прежнему остается много вопросов. Афганистан - еще одна больная тема саммита в Риге. НАТО стремится привлечь большее количество стран к участию в военной операции альянса в этой стране.
Теоретически Россия может присоединиться к этой операции. Но у нас хорошая историческая память, поэтому Москва вряд ли захочет губить своих военных в Афгане. НАТО сейчас проигрывает в этой стране. Если мы будем там вместе с альянсом, то проиграем и мы. России этого не надо. В целом нынешний саммит в Риге можно считать промежуточной интеллектуальной атакой. Самые главные события ждут мир и НАТО в 2008-2009 годах, когда будут приняты окончательные решения по всем этим проблемным вопросам.