В конце прошлой недели минфин представил правительству свой план, как нормализовать ситуацию. Однако он признан "сырым" и отправлен на доработку до 20 декабря.
Объемы возмещения этого налога экспортерам выросли почти в 1,4 раза. Некоторые эксперты восклицают: "А чего вы хотели? Облегчили возврат налога, вот и получили в итоге сокращение поступлений в бюджет". Но все не так однозначно. Экспортерам и раньше закон давал право возврата налога, но процедура была настолько сложной, что дойти до конца удавалось немногим. Однако упрощенной системой возврата НДС стали активно пользоваться недобросовестные предприниматели. И фактически они занимаются "воровством" НДС из бюджета. Создают фирмы-однодневки, прокачивают через них огромные суммы платежей за товары, якобы приобретенные на территории России и включающие НДС.
Именно с этим злом и предложил бороться минфин. Так, ведомство Алексея Кудрина считает, что следует внедрить так называемую систему НДС-платежей. Речь идет о том, чтобы усовершенствовать форму платежного поручения и переместить в нем сведения о сумме НДС из вспомогательного поля платежки в основное, и тогда информация о перечисленных суммах этого налога будет проходить по всем банковским каналам. Соответственно, ее можно будет анализировать, даже если у налогоплательщика открыты счета в разных банках. Можно будет сравнивать суммы НДС, уплаченные покупателями поставщикам, и суммы налога, перечисленные в бюджет. И, если расхождения будут велики, это может стать основанием для проведения проверки. Вторая мера предполагает создание автоматизированной системы учета ввоза и вывоза товаров и объединение информационных баз налоговиков и таможенников. Наконец, минфин предложил создать единый реестр плательщиков НДС и создать для них своеобразный клуб. Право войти в него, считают в ведомстве Кудрина, должны получить компании с определенным объемом годового оборота и "стажем" работы.
Обсуждается и еще одна идея - создать при президенте специальный Совет по налоговому законодательству, который вместе с правительством займется дальнейшим реформированием налоговой системы.
Однако ситуацию со снижением сборов НДС в этом году можно было спрогнозировать, а у предложенных мер есть не только плюсы, но и минусы, предупреждают эксперты.
Евсей Гурвич, руководитель экономической экспертной группы:
- Несмотря на то, что по итогам года недобор НДС по сравнению с планом может составить 166 миллиардов рублей, я не считаю эту ситуацию критической.
Во-первых, напомним, что в прошлом году более 13 процентов всех поступлений по этому налогу составили разовые платежи, связанные с погашением задолженности "ЮКОСа". Однако в прогнозах по поступлению НДС в бюджет 2006 года этот фактор не учитывался. Во-вторых, на снижении сборов НДС сказалась налоговая реформа - с 1 января 2006 года, например, компании получили право применять вычеты по НДС по капитальному строительству не только после постановки объекта на учет, на каждом этапе завершения работ. Кроме того, на сокращении НДС отразился резкий рост цен на нефть и другие сырьевые товары российского экспорта, а экспортная составляющая в этой продукции, как известно, не облагается НДС. Кроме того, снижение внутреннего НДС отчасти компенсируются резким ростом НДС на импорт: так, за 9 месяцев 2006 года эти доходы выросли на 31 процент, хотя по прогнозу их повышение должно было составить 19 процентов. Стоит также отметить увеличение доли сектора услуг в ВВП, правильность уплаты НДС по которым тяжелее контролировать, нежели по товарам.
Тем не менее надо признать, что у нас действительно существуют проблемы с администрированием НДС, то есть уходом от уплаты этого налога недобросовестными налогоплательщиками. Чтобы исправить эту ситуацию, минфин и предложил три меры - создать ограничения для регистрации плательщиков НДС и объединить их в клуб плательщиков НДС, а также ввести систему НДС-платежей и создать автоматизированную систему контроля над ввозом-вывозом товара.
Однако предложение о спецрегистрации плательщиков НДС имеет свои минусы. Так, например, ограничения по приему в клуб отсекут от него небольшие и новые компании. А это значит, что даже у добропорядочных компаний возникнут трудности с возвратом НДС, на компенсацию не смогут претендовать и покупатели их продукции. Кроме того, необходимо установить четкие формализованные критерии отбора в клуб, иначе, как и предполагают некоторые эксперты, процедура регистрации плательщиков НДС может стать "взяткоемкой" и создаст дополнительные условия для коррупции.
Что же касается разработки автоматизированной системы контроля над ввозом и вывозом товара, внедрения НДС-платежей, то эти меры обсуждаются давно. И они действительно могли бы стать наиболее цивилизованным способом улучшения администрирования НДС, с их помощью выявить подозрительные фирмы-однодневки и компании, работающие с такими структурами, несложно. Более того, известно, например, что один из наших бывших соотечественников, работающий в Чикагском университете, в одиночку провел работу по ставшей доступной базе банковских проводок и выявил компании, у которых объем платежей несопоставимо мал по сравнению с общим объемом операций.
На мой взгляд, заслуживает внимания и идея о создании специального Совета по налоговому законодательству. Дело в том, что проблему совершенствования налоговой системы и налогового администрирования невозможно решить в одностороннем порядке, чисто законодательными или силовыми методами. У нас уклонение от налогов фактически стало нормой. Это системная проблема, и решить ее власть может только во взаимодействии с бизнесом. Правда, при этом возникает другая опасность - не исключено, что отдельные структуры попытаются использовать такой совет для лоббирования своих интересов. И получится так, что те, у кого есть проблемы с уплатой единого социального налога, будут лоббировать снижение ЕСН, имеющие проблемы с НДС - настаивать на снижении ставки этого налога. Между тем снижение налоговых ставок без повышения собираемости налогов, как это происходило у нас в последние годы, не имеет смысла. И вести речь о снижении налогового бремени можно только при эффективном налоговом администрировании. Поэтому продуктивным был бы такой принцип деятельности совета, когда обе стороны - государство и бизнес - признают общим интересом выход предпринимательства из тени, а совет будет заниматься не только проблемами налогового законодательства, но и налогового администрирования. Это будет выгодно государству, потому что тогда не только повысятся налоговые сборы, но и возрастет эффективность нашей экономики. Такой подход выгоден и бизнесу, так как сегодня многие компании несут большие потери из-за недобросовестности своих коллег.