Этот законопроект определит процедуру, как судить бюрократов, если они творят, что хотят.
- Создание административного судопроизводства напрямую завязано с борьбой с коррупцией, - заявил вчера на Совете судей Вячеслав Лебедев. - У нас в стране, по данным Росстата, 1 миллион 462 тысячи должностных лиц различного уровня и каждый принимает решения по своему усмотрению. Все мы знаем, что ни одного вопроса в органах власти нельзя решить с первого раза, надо пройти много инстанций.
Но если гражданина чересчур затаскали по кабинетам, он вполне может затаскать чиновников по судам. Конечно, справедливости ради надо признать, что судиться со слугами народа этому самому народу бывает очень тяжело. Поэтому в Верховном суде уже давно предлагают создать особые суды и особые процедуры, которые бы уравняли чиновника и гражданина хотя бы в храме закона.
- Появление отдельной административной ветви в системе судов общей юрисдикции даст возможность в первую очередь рассматривать жалобы граждан на действия должностных лиц, - сказал Вячеслав Лебедев.
Административное правосудие - это, если коротко, споры гражданина и государства. Сейчас такие дела рассматривают обычные суды. Или арбитражные. Правда, в 2000 году Госдума приняла в первом чтении законопроект "О федеральных административных судах в РФ", но дальше дело по каким-то причинам застопорилось.
Однако в Верховном суде от создания и развития административной юстиции не отказываются.
По проекту административные суды будут рассматривать жалобы граждан на решения, принятые различными администрациями или инспекциями, скажем, органами ГИБДД, пожарной охраны, рыбоохраны и так далее.
Не дожидаясь принятия закона, в Верховном суде уже создали специальные составы по административным делам, точно такие же специальные судьи появляются и в региональных судах. А в начале года в Верховном суде разработали Кодекс административного производства: особую процедуру для подобных дел. Проект закона строго предписывает судам оказывать помощь частному лицу. Например, сотрудники аппарата обязаны помогать правильно оформлять документы, разъяснять, как написать жалобу, какие бумаги принести. Если организация, на которую жалуются, не выдает документы на руки, а она часто не выдает, то судья должен затребовать нужные акты. Но это не самые главные сенсации, которые спрятаны в проекте. Впервые в России может появиться аналог прецедентного права по-английски. В проекте кодекса предусмотрено упрощенное рассмотрение жалобы на основе модельного дела. Скажем, попытались чиновники выселить гражданина из ветхого, как они говорят, дома, а жилье дать где-то на задворках. Человек обжаловал их решение и выиграл. Все, если что-то подобное повторится в другое время и в другом городе, долго рассматривать не будут. Решение вынесут по аналогии.
Кроме того, по словам Вячеслава Лебедева, необходимо установить четкую процедуру и сроки работы чиновников с обращениями граждан. А за нарушение процедуры разговор должен быть короткий, а спрос строгий.
- Чиновник должен принимать решение в короткие сроки, а в случае отказа четко его мотивировать, - сказал Вячеслав Лебедев. - В свою очередь, в судах должна быть быстрая и эффективная процедура рассмотрения таких дел.
Глава Верховного суда предложил, чтобы обжалование судебных решений по таким делам также проходило в сжатые сроки - в течение пяти дней, как и по делам о защите избирательных прав граждан. А за неисполнение решения суда чиновники должны отвечать головой (то есть карьерой) или рублем. Скажем, отказался начальник собеса увеличивать бабушке пенсию, несмотря на решение суда, - никогда он не станет министром. Или заплатит ощутимый штраф. Но для этого надо принять соответствующие законы.
В России никогда не было административного правосудия. Невозможно было представить, чтобы кто-то подал в суд на батюшку царя. Потом пришло временное правительство и попыталось создать административные суды. Но ему, как известно, быстро указали на дверь. А большевики отложили идею в долгий ящик. В Советском Союзе вожди искренне не понимали, как можно оспаривать решения партии и правительства, да еще через суд. Наоборот, это суд должен был принимать положение "смирно" по звонку из обкома.
Толчком к коренным переменам послужило дело генерала КГБ Олега Калугина. Многие бывшие коллеги считают его отщепенцем и предателем. Но в данном случае не об этом речь. После того как его уволили из органов, генерал подал в суд на Совет министров СССР и... Генерального секретаря ЦК КПСС. Он считал увольнение незаконным и требовал восстановления в должности. Что творилось тогда в самых высоких кабинетах страны, сейчас трудно даже представить. Иск генерала не приняли, Калугин остался ни с чем и подался в Америку. Тогда подобная жалоба была в диковинку, сегодня это обычное дело.
По словам главы Верховного суда, только в этом году в суды поступило около 75 тысяч жалоб граждан на действия должностных лиц. Причем суды удовлетворили больше половины таких жалоб, а точнее - 67,5 процента.
Вячеслав Лебедев высказался и за введение в российском законодательстве уголовной ответственности за лоббизм и протекционизм.
- Следует безотлагательно решить ряд вопросов, - говорит он. - Во-первых, необходимо привести уголовное законодательство в соответствие с конвенциями ООН и Совета Европы об ответственности за коррупцию. Все положения и понятия, изложенные в этих конвенциях, должны быть перенесены в наше уголовное законодательство. К ним относятся и лоббизм, и протекционизм, которые, очевидно, имеют место в нашем обществе, но ответственность за это в уголовном законодательстве не предусмотрена.
Интересно, что хотя коррупция в стране вроде бы есть, но уголовных дел против коррупционеров не так много. В прошлом году суды рассмотрели всего 1373 подобных дела. Наиболее распространенными являются дела о взятках.
Вчера глава Верховного суда призвал судей тщательно анализировать практику рассмотрения коррупционных дел, поскольку наказание не всегда отвечает опасности таких преступлений, а также учитывать распространенность таких преступлений и исключительный цинизм лиц, их совершающих. Он пообещал, что Пленум Верховного суда еще раз проанализирует практику рассмотрения коррупционных дел и даст свои рекомендации судьям.
Руководители третьей власти намерены бороться и с недобросовестными судьями. Усложнить жизнь коррупционерам призвано декларирование доходов. Помешать брать взятки должна и открытость судебной системы: считается, что трудно писать несправедливые приговоры, когда их каждый гражданин может прочитать, а сам судья как на ладони перед обществом. Для того чтобы в суд легко можно было войти даже через Интернет, создается Государственная автоматизированная система "Правосудие", а арбитражные суды намерены постепенно переходить на электронный документооборот.
Как рассказал вчера председатель Высшего арбитражного суда Антон Иванов, в Москве будет введена пилотная система электронного документооборота между арбитражными судами различных инстанций. Рассматривается вопрос, чтобы даже повестки в суд можно было рассылать по электронной почте.
Досье "РГ".
За 2005-й и десять месяцев 2006 года квалификационные комиссии прекратили полномочия в отношении 120 судей. В текущем году прокуратура заявляла ходатайство о возбуждении уголовных дел в отношении 18 судей, в 17 случаях ходатайство было удовлетворено. Также в 2005-м и за 10 месяцев 2006 года в России вынесены обвинительные приговоры в отношении 5 судей.