В ГМИИ открылась выставка "Маски: от мифа к карнавалу"

Выставка мощная, необычная. Помимо точно отобранных картин в Белом зале - от Гойи и офортов Калло до Сезанна, Сомова и приехавших из Венеции двух холстов Пьетро Лонги, - в анфиладе развернут впечатляющий Музей маски - от древних погребений до современных свадебных и масленичных действ. О научном уровне нынешней выставки в ГМИИ говорит то, что одним из создателей ее идеи, а заодно и автором статьи в небольшом, но чрезвычайно красочном и насыщенном информацией каталоге стал выдающийся отечественный ученый-культуролог, академик Вяч. Вс. Иванов.

Замечу, кстати, что выставка "Маски: от мифа к карнавалу" совершенно точно отвечает на ставшее популярным после кражи в Эрмитаже мнение начальства, что музеи якобы должны заниматься лишь хранением и пересчетом того, что у них есть, а не витать в исследовательских эмпиреях. Мол, давайте заменим всех научных работников хранителями и будем следить, а не изучать.

Данная же выставка являет собой не просто собрание музейных раритетов, а настоящую концепцию развития идеи маски в человеческой истории. Можно, конечно, с удовольствием пробежаться мимо этих трехсот с лишним уникальных экспонатов, поразившись красоте масок театра "Но" (чего стоит одна маска мстительного духа с рогами XVIII века), ламаистским маскам мистерии цам, обычному человеческого черепу, но покрытому глиной и, стало быть, уже являющемуся маской, за, а точнее, в которой прячется человек. А можно проследить за мыслью создателей данной концепции.

На выставке "Маски" представлены экспонаты из полутора десятков музеев России и Италии. Как сказала на пресс-конференции одна из ее участниц, возможно, посетители выставки, разглядев, какие сокровища хранятся в наших музеях, будут внимательнее рассматривать их и в обычной экспозиции. Дизайнер этого весьма сложного действа, которое и обычной-то выставкой назвать язык не поворачивается, художник Борис Мессерер предложил зрителю тематические собрания масок в больших стеклянных витринах, весьма деликатно и разнообразно варьируя их по количеству, формам, настроению,выявляя тем самым четкие смысловые и художественные акценты.

Как было сказано, выставка приурочена к XXVI "Декабрьским вечерам Святослава Рихтера". Кстати, поднимаясь по лестнице, первое, что видишь, помимо фигур "венецианцев" в карнавальных костюмах и масках, - это большая фотография самого Святослава Теофиловича в маске на каком-то из домашних маскарадов. Рихтер, по словам директора ГМИИ Ирины Антоновой, очень любил устраивать подобные действа и принимать в них участие, так что идею выставки, безусловно, одобрил бы.

Так вот, сам музыкальный фестиваль, художественным руководителем которого по традиции является Юрий Башмет, тоже выстроен по мере возможности в этой же "карнавально-масочной" тематике. "Старожилы" фестиваля, вроде самого Башмета, Натальи Гутман, Николая Луганского, Аллы Демидовой, Владимира Васильева и других, дополнены, например, британским ансамблем Red Priest, который 12 декабря покажет программу "Карнавальная Венеция XVIII века". Стоит упомянуть и итальянские ансамбли Mala Punica, который исполнит 19 декабря музыку рубежа XIV-XV веков, и Il Giardino Armonico (22 декабря) с программой "От Северного моря до Неаполитанского залива". А вот немецкий пианист Андреас Штайер назвал свою программу, состоящую из произведений Шумана, "Маска Баха", имея в виду влияние великого композитора XVIII века на исполняемые им сочинения.

Как и положено, на большом карнавале будут свои сюрпризы, вроде дополнительного концерта 16 декабря квартета им. Бородина, и неожиданно представившейся возможности у Евгения Кисина выступить на любимых им "Декабрьских вечерах". Так что, как пошутили на открытии выставки, в России Октябрьскую революцию, как и "Декабрьские вечера", принято праздновать в ноябре.