Школы, получившие президентские гранты, могут лишиться своих денег

Если до конца нынешнего года они не сумеют правильно распорядиться этими деньгами, то просто-напросто их потеряют. О подробностях, а также о том, как сложится нацпроект в следующем году, корреспондент "РГ" беседует с министром образования и науки Андреем Фурсенко.

Российская газета | По правилам конкурса школы должны до 15 декабря потратить полученный миллион рублей. Что случится с теми, кто не успеет?

Андрей Фурсенко | Они потеряют эти ресурсы. Все деньги были перечислены на счета еще в июле. Сроки продления их реализации сдвигаться не станут, несмотря ни на какие просьбы. И если в школах не появится нужное не только педагогам, но в первую очередь школьникам оборудование - это будет вина тех руководителей, которые не справились с взятой на себя ответственностью. Каждый такой случай мы будем рассматривать отдельно.

РГ | Но директора жалуются, что не успевают потратить президентские деньги - слишком много документов и договоров нужно заключить, слишком медленно работают поставщики...

Фурсенко | Мы и об этом предупреждали в самом начале конкурса. В школах, где есть такие проблемы, директор, скорее всего, просто не обладает так называемой "менеджерской" жилкой. К счастью, таких школ не много и нельзя говорить о том, что это системная проблема. Но подчеркну: школа, которая, выиграв грант, не смогла им распорядиться, вряд ли получит поддержку в следующем году.

Хочу сразу оговориться: проблемы есть везде. Ведь впервые в стране реализуется такой масштабный проект. Наиболее проблемными на сегодняшний день являются 13 регионов: там истрачено лишь 30 процентов средств. Мы послали телеграммы руководителям регионов с просьбой обратить внимание на ситуацию. Но на местах уверены, что вопросы будут решены. Другое дело, что многие попросту не верили в то, что получат деньги. В начале конкурса говорили о свободе действий, о самостоятельных закупках, а теперь просят сделать их централизованными. Средства пришли, и оказалось, что потратить их не так-то просто.

РГ | Школы предлагают "сдвинуть" сроки проведения конкурса. Вы согласны?

Фурсенко | Безусловно. В этом году мы начнем конкурс раньше - в декабре или январе. В текущем году он был объявлен лишь в июне - затянулось обсуждение правил, критериев. А сами деньги пришли в июле. В 2007 году мы планируем перевести средства победителям уже в марте-апреле.

РГ | А как с реализацией полученных грантов справляются вузы - победители конкурса?

Фурсенко | В целом успешно. Большая часть средств, рассчитанная на первый год реализации, уже потрачена. Но есть несколько вузов, у которых серьезные проблемы. Эти учебные заведения ждет та же судьба, что и школы, не успевшие потратить миллион. Неиспользованные деньги вернутся в госбюджет. По идее у них останется еще часть средств, рассчитанная на 2007 год. Однако есть большая вероятность, что для "провалившихся" вузов второй этап реализации средств будет отменен. То есть деньги будут переданы на конкурсной основе другим вузам. Кроме того, участие в новом конкурсе для этих учебных заведений в будущем тоже окажется под вопросом.

Кстати, скорее всего, 4 декабря мы подпишем положение о начале нового конкурса инновационных программ вузов, и в этот раз основное внимание будет обращено на программы региональных вузов. Нельзя допустить, чтобы победители были в основном из Москвы, Питера и двух-трех других городов, иначе все студенты уедут в центр и не вернутся в свои города. Надеюсь, что жюри первостепенное внимание будет уделять качеству программ, а не известности вузов.

РГ | Когда стартуют новые направления нацпроекта "Образование" - конкурсы для учреждений начального и среднего профобразования и конкурс регионов?

Фурсенко | Сначала мы должны получить одобрение президиума совета по нацпроектам. Ориентировочно 8 декабря мы представим наше видение нацпроекта "Образование" в 2007 году и будем защищать свои инициативы.

РГ | А в более далекое будущее заглядываете? В нацпроект вольются, к примеру, дошкольное, дополнительное образование? Многие говорят и о необходимости конкурса для директоров школ.

Фурсенко | Мы должны не расширять проект, а скорее даже ограничивать его. Какие-то вещи завершать. Если какое-то направление становится перспективным, то, по моему мнению, оно должно либо переходить в федеральную целевую программу, либо передаваться в ведение регионов. Нацпроект задает общее направление развития. И если его логика будет поддержана регионами, федеральному центру нужно вовремя отстраниться.

РГ | Вы только что вернулись из Кемерово, где проходил Всероссийский слет студенческих стройотрядов. ССО - одно из приоритетных направлений развития молодежной политики. Так когда же наконец правительство примет Федеральную целевую программу "Молодежь России"? Стратегия ведь есть уже давно.

Фурсенко | К сожалению, у нас принципиальные расхождения с некоторыми коллегами в правительстве. ФЦП "Молодежь России" носит больше социальный характер. Экономические же проблемы, которые имеют отношение и к молодежи, в частности касающиеся жилья для молодых семей, инновационного бизнеса, уже входят в другие программы. А между тем у нас остается масса не менее важных моментов: поддержка тех же стройотрядов, вовлечение молодежи в выборы.... С точки зрения экономического блока правительства, эти вещи не укладываются в логику ФЦП. Считаю, что это неправильно, и, надеюсь, в самом ближайшем будущем нам удастся убедить коллег.