Под "шумок" замены руководства заповедников пытаются захватить девственные земли

После торжественных реляций разговор пошел совсем непраздничный. Да, система государственных природных заповедников - предмет заслуженной гордости России. Но тем, что сегодня происходит с этой системой, увы, гордиться не приходится. Сегодня в стране насчитывается 101 заповедник. В 2000 году появился сотый заповедник и после этого - затишье на шесть лет. Только нынешним летом, наконец, Юрий Трутнев торжественно открыл сто первый.

Но если бы проблема была только в том, что медленно идет создание особо охраняемых природных территорий. Хуже то, что в последние годы несколько раз менялась структура управления заповедниками и под этот "шумок" постоянно предпринимались попытки захватить лучшие участки девственной природы.

В июне 2003 года правительство Кабардино-Балкарии принимает постановление, обрезая площадь Кабардино-Балкарского заповедника на 33 гектара - на 30 процентов. В декабре того же года кабинет министров Республики Адыгея отменяет решение о предоставлении земельных участков Кавказскому государственному природному биосферному заповеднику для того, чтобы на изъятых землях создать горнолыжный курорт. Решением Верховного суда это постановление было признано незаконным. В то же время администрация муниципального образования "Шилинский район" принимает постановление об обмене земель между государственным природным заповедником Хакасский и землями запаса. Позже это постановление отменено, но правительство республики все равно приняло решение о передаче части водоемов на территории заповедника для промышленного рыболовства. И подобных примеров - десятки.

А в последнее время возникло еще одно очень тревожное обстоятельство, о котором сообщил директор по природоохранной политике Всемирного фонда дикой природы Евгений Шварц (ему, кстати, вчера присвоено звание "Почетный работник охраны природы"): "После последних парламентских слушаний в Лесном кодексе появилась поправка, которая позволяет агентству минэкономразвития распоряжаться территориями национальных парков. Это то же самое, что оттяпывать территории, и даже еще хуже. Фактически ставятся под удар все 35 национальных парков".

До сих пор не решен и вопрос государственного управления особо охраняемыми природными территориями. В результате административной реформы исчезла федеральная структура, управлявшая этой системой. И сейчас в составе Росприроднадзора остались три человека, которые должны управлять этой махиной (почти сотня заповедников, 35 национальных парков и более 12 тысяч природных парков, заказников, памятников природы и других охраняемых территорий). Все специалисты в один голос говорят о том, что это нонсенс.

Новое руководство министерства природных ресурсов еще два года назад признало, что система ООПТ де-факто оказалась вне контроля федерального центра и поддержало предложение специалистов и общественности создать специализированное Федеральное агентство по особо охраняемым природным территориям. Это агентство должно заниматься всем комплексом проблем ООПТ, связанным и с наукой, и с управлением госимуществом, и с охраной, и с развитием экотуризма и так далее.

В прошлом году проблема управления особо охраняемыми территориями рассматривалась на заседании правительства. И была поддержана идея создания единого центра управления. Тем не менее вопрос по-прежнему все только обсуждается. Может быть, кто-то решил, что лучше это событие приурочить к 100-летнему юбилею системы? Правда, совсем не факт, что к тому времени система сохранится.